Принят новый закон о госзакупках

00:00, 09 апреля 2013г, Общество 1421


Принят новый закон о госзакупках Фото №1

1 января 2014 года вступает в силу федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Он был одобрен Советом Федерации. Об этом рассказывает сенатор от Алтайского края Сергей Белоусов.

Документ подготовлен на смену федеральному закону от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Несмотря на ту критику, которая была в его адрес, за последние несколько лет наша страна проделала огромный путь в совершенствовании законодательства, технологий, процедур закупок. Удалось создать единую правовую, экономическую, технологическую среду, в которой находится более двухсот тысяч государственных заказчиков, размещающих заказы на сумму более пяти триллионов рублей в год. И несколько сотен тысяч российских компаний имеют возможность получить такие заказы.

Вместе с тем практика его применения выявила серьезные проблемы. Решить их и призван новый закон. Теперь вводится обязательное для всех государственных и муниципальных заказчиков трёхлетнее планирование закупок, а планы-графики подлежат обязательному опубликованию на официальном сайте. Возможно, это и не вполне удобно для заказчика, но общественность получит возможность обжаловать его действия. Значит, не останется возможности для закупки дорогих автомобилей и других товаров с избыточными характеристиками.

Появятся сотрудники контрактной службы, которые будут нести прямую ответственность за результативность закупок, при этом получат дополнительные возможности в плане управления контрактными рисками.

Расширяются способы проведения торгов для нахождения оптимальной процедуры отбора поставщиков для различных видов закупочных ситуаций. К ныне действующим трём основным процедурам: аукциону, электронному конкурсу и запросу котировок - вводится и конкурс предквалификации, то есть так называемый конкурс с ограниченным участием для сложных товаров и работ преимущественно в сфере строительства.

Появились и серьезные антидемпинговые меры. Федеральным законом установлено пять методов определения заказчиком начальной (максимальной) цены контракта: нормативный, тарифный, проектно-сметный, затратный, метод сопоставимых розничных цен. При снижении цены контракта более чем на 25 процентов участник должен предоставить конкурсной комиссии соответствующие обоснования и расчёты, а при проведении строительства — обязательное заключение саморегулируемой организации. Вводится институт независимой экспертизы, который должен существенно повысить качество принимаемых решений. Также при строительстве проектно-сметная документация должна быть согласована и утверждена в установленном законом порядке. Предусматривается и возможность одностороннего расторжения контракта. Это процедура, которая сегодня действующим законом не предусмотрена, и государственные заказчики вынуждены годами расторгать контракты в тех случаях, когда контрагент не выполняет своих обязательств.

Фоторепортаж