По-прежнему в строю

00:00, 08 мая 2013г, Общество 1449


По-прежнему в строю Фото №1

Во время войны важную роль в продвижении наших войск играл транспорт. Значительная часть грузовых и легковых автомобилей со всего Союза была отправлена на фронт. Благодаря энтузиастам в Барнауле сохранились машины, которые прошли военными дорогами.

До сих пор на ходу знаменитая «полуторка», которую барнаульцы не один раз видели на парадах в честь Дня Победы и на выставках ретроавтомобилей во время городских праздников. Этот грузовик 36 лет назад выбросили на свалку металлолома и собирались отправить на переплавку. Бывший заместитель начальника краевого транспортного управления Юрий Дягилев увидел «полуторку» в 1975 году в Ребрихе у железнодорожной насыпи, куда свозили разные ненужные железки. И он решил заслуженный грузовик спасти. Из «Сельхозтехники» как раз шла порожней большегрузная «Колхида». «Полуторка» легко вошла в её кузов и была доставлена в Барнаул. Ветеран рассказывает:

- Грузовик оказался основательно разобранным. Двигатель голышом, то есть без насосов, карбюратора и другого навесного оборудования. Передние колёса отсутствовали. Начал с восстановления двигателя. Конечно, интересовался историей автомобиля. Весь путь проследить не удалось, но доподлинно известно, что ГАЗ-АА, прозванный «полуторкой», выпущен в конце 1936 года. В Барнаул пришёл вместе с партией автомобилей в 1937-м, когда Алтайский край отсоединился от Томской губернии. Отсюда его отправили на Зимнюю войну с Финляндией. Следом началась Великая Отечественная и он снова оказался на передовой. Например, на нём по «Дороге жизни» через Ладогу доставляли продукты в блокадный Ленинград и вывозили оттуда детей. В Барнаул автомобиль вернулся в конце 1945 года.

Мало кто сегодня остаётся равнодушным при виде «полуторки». Её выходы в свет в Дни Победы и городских праздников никогда не остаются незамеченными. В 1976 году в стране впервые праздновался День работника автомобильного транспорта. Управление поручило Дягилеву организовать выставку автомобилей на площади Советов. Поставили в ряд 66 машин разных марок, в том числе только что пришедший в край 45-тонный БелАЗ и МАЗ-516 грузоподъёмностью 16 тонн. А между ними спрятали ГАЗ-АА. Один из тогдашних руководителей края увидел «полуторку», обрадовался и даже разволновался: «И где же вы её взяли?» Заглянул ей под капот, а там всё родное.

А сколько эмоций и воспоминаний вызывает «полуторка» у фронтовиков! Когда 9 Мая она едет по площади, её забрасывают цветами. Дедушек от неё не оторвать, а бывшие медсёстры вспоминают, как в кузове возили раненых.

Несколько лет подряд в День Победы к «полуторке» приходила пожилая семейная пара. Постоят посмотрят, поплачут и уходят. Только позже они рассказали Дягилеву, что на такой машине в 1948 году муж вез жену в роддом и на свет появился их единственный сын. Он стал офицером, погиб в Афганистане в 1986-м. Потом на праздники стал приходить один дедушка, а в последние годы и его не видно.

Первое автотранспортное предприятие на Алтае, в котором находилось 15 грузовиков и 140 лошадей, называлось «Автогужтрест». Сюда и прислали ЗИС-5, выпущенный в 1938 году, который потом прошёл дорогами войны. (Эти машины были рабочими лошадками наших войск, на них устанавливали первые «катюши».) Однажды на автобазе «Стройтранса» Юрий Дягилев увидел разобранные и подготовленные для сдачи на металлолом МАЗ и ЗИС. Мимо такого расточительства любитель ретроавтомобилей не мог пройти. Решил их восстановить, отбуксировав в учкомбинат, где уже находилось два старых грузовика. Но тут очередная командировка по краю. Когда вернулся – нашел один ЗИС-5.

Юрий Тимофеевич немедленно взялся за его ремонт. Говорит, что это было несложно. Снимаешь одну деталь, ремонтируешь, ставишь на место, потом вторую и так далее. Правда, не хватало свечей, одного колеса и кардана, который потом нашли в Тальменке. В свое время Дягилев копался в архивах ГАИ и нашел запись о постановке на учёт таких машин после того, как они вернулись с фронта. Сверился по номерам двигателей. Одна из них так и обозначена: «ЗИС- зенитный прожектор». В кузове стояли прожектор и зенитный пулемёт, днем на ней подвозили боеприпасы к передовой.

Благодаря усилиям Дягилева, который восстанавливает исключительно отечественные машины, в Барнауле сохранились и два легковых автомобиля, побывавшие на войне. У каждого – своя история. ГАЗ-М-1 («эмка») был выпущен в 1934 году, возил секретаря крайкома. Когда летом 1938-го начались события на озере Хасан, его отправили на Дальний Восток. Там в автомобильной мастерской служил резервист, барнаулец 1900 года рождения Панкрат Иванович Макарьев. Он рассказывал, что на такой «эмке» ездил маршал Василий Блюхер. К ним в мастерскую притаскивали разбитые машины, из двух-трёх они собирали одну целую. В качестве испытания ходовых качеств мастер отправлялся с водителем в рейс. По воспоминаниям Панкрата Ивановича, один раз на «эмке» они везли в госпиталь раненого комиссара, в одном месте долго буксовали, пока не вытолкнули легковушку из грязи. Едва довезли раненого живым.

Приходилось доставлять на передовую термосы с пищей. А однажды барнаульца отправили с водителем за почтой. Вдруг под днищем что-то грохнуло, легковушку подбросило и покорёжило, даже колёса согнулись. Под ней разорвалась не то граната, не то мина.

Когда войска вернулись в Сибирский округ и Макарьева демобилизовали, он попросил разрешения забрать разбитую «эмку» в Барнаул, хотя ему предлагали её сдать.

Восстановил её. А поскольку в то время нельзя было иметь автомобили в личном пользовании и продавать их, в документах написали, что это «самоделка», и выкрасили в белый цвет. Военком и милицейское начальство согласовали этот вопрос между собой, поскольку её хозяин имел орден Красного Знамени. До 1964 года он ездил на ней, пока в стране не запретили эксплуатировать машины с механическими тормозами. Тогда перешли на гидравлику.

Морально устаревшая «эмка» без двигателя 12 лет простояла у Макарьева в огороде на Горе, недалеко от телецентра. Панкрат Иванович пришёл на первую выставку старых автомобилей и рассказал Дягилеву историю своей машины.

- Было это 31 октября 1976 года, на носу большой праздник – 7 ноября. Только через три дня после него смог навестить ветерана, которому было уже под восемьдесят лет. Протянул ему какие-то деньги, тот отнекивался, мол, не надо, а его бабушка взяла: «Память будет». Со мной был один из лучших водителей Александр Керж. Он сел за руль «эмки», я – «Волги», на буксире притащили её в гараж, – вспоминает Юрий Дягилев.

Интересная судьба и у автомобиля ГАЗ-М-11-73, который ему особенно дорог. Его выпустили перед самой войной, в декабре 1940 года. Большая редкость, что сохранился его подлинный паспорт, где записано, что машина передана в Управление делами ЦК ВКП(б). Но началась война, и её мобилизовали, попала в развед-отдел фронта. Пройдя всю войну, закончила её в Китае, в Порт-Артуре. И опять вернулась в Москву, теперь уже в Высшую партийную школу при ЦК ВКП(б). Но в 1954 году, когда началось освоение целины, а руководитель страны Никита Хрущев разогнал просталинское руководство партшколы, «эмку» отправили в крайжил-снаб Барнаула, затем горкомхоз Рубцовска. Позже машина попала в частные руки (ее продали фронтовику-орденоносцу рубцовчанину Никифору Чаплыгину). Даже спустя семьдесят с лишним лет после выпуска она резво стартует с места и до сих пор имеет родные бамперы и крылья. Современным автомобилям такая стойкость к коррозии и не снилась.

Фоторепортаж