Синьор Помидор и тётушка Петунья

Новое приложение сил учащихся Советской средней школы

00:00, 23 мая 2013г, Общество 1130


Синьор Помидор и тётушка Петунья Фото №1

Советский район, раннее майское утро. Похоже, мы привезли в райцентр хорошую погоду. Солнышко, легкий ветерок, легкомысленное чириканье воробьев. Свежие листочки деревьев соперничают цветом с драгоценными изумрудами. Школяры, словно мураши, убирают центральную аллею. Коммунальщики красят здоровенную пушку на мемориале Великой Отечественной войны – простая советская благодать…

Знакомство

- 152-миллиметровая гаубица образца 1943 года, – кивает в сторону грозного орудия Александр Каньшин, заместитель главы администрации района, председатель комитета по образованию. – Их всего семь штук на Алтай дали – для украшения мемориальных комплексов.

- Мощная штука, – соглашаемся. – На войне она потрудилась немало. Да и сегодня в иных странах не снята с вооружения… Но мы здесь сугубо с мирной целью. Насколько известно, Советская средняя школа далеко шагнула вперед в плане трудового воспитания учеников.

- Есть такое, – улыбается Александр Михайлович. – Можно даже сказать: почти эксклюзивный вариант. Стараниями и по инициативе директора Николая Маликова учебное заведение имеет теперь 30 гектаров земли. И это мы позиционируем сегодня как один из элементов экономического образования.

По информации председателя комитета, два года назад решением главы районной администрации ребятам выделили солидный участок и передали технику бывшего профучилища. Первый шаг те уже сделали, под руководством специалистов и педагогов высадили знаменитую местную облепиху. И теперь во время учебного года им преподают садово-огородную теорию, а летом следует практика.

Причем основная мысль не в том, чтобы дети банально ковырялись в земле, отбывая повинность трудовой четверти. Суть в следующем: вырастить урожай от начала до конца, суметь подсчитать затраты, научиться реализовывать продукт, наконец, грамотно пользоваться вырученными деньгами. Экономика в действии!

Школа

- Тема обучения практической экономике была заявлена Алтайским краевым институтом повышения квалификации работников образования, – рассказывает директор Советской средней школы Николай Маликов. – АКИПКРО выступил координатором проекта под эгидой Главного управления образования и молодежной политики. И в данном направлении по краю работает всего пять школ.

- Мы хотим дать им то, что возможно, – добавляет Александр Каньшин. – А на селе нынче главный ресурс – земля. Одни ребята после школы пойдут на производство, другие будут заниматься информационными технологиями, а кто-то останется на земле-матушке.

- Опять-таки в числе пяти школ края есть у нас и учебная фирма, – продолжает директор. – Это образовательная технология, которая представляет собой имитацию всех этапов создания и развития бизнеса, интеграции юношей и девушек в экономическую среду… Стать бизнесменом не просто, поэтому и решили: раньше начнем, больше успеем.

- Своя земля с облепихой, виртуальная учебная фирма – вещи замечательные, но, говорят, вы и настоящую теплицу в школьном хозяйстве завели?

- Есть такая, – подтверждает Николай Алексеевич. – Пытаемся выращивать помидоры, огурцы, баклажаны, перец, лук, цветочки те же.

Основам огородного дела школьников обучают преподаватели. Поначалу скептики из числа жителей райцентра не очень-то верили в учебный огород. Мол, какая от него польза, пусть ребятня лучше дома с лопатой помогает. Однако детский энтузиазм развеял их сомнения. Мальчишки и девчонки с удовольствием ухаживают за растениями и готовы пропадать на грядках все внеурочное время.

Впечатления

– Дети прекрасно знают, откуда завезены культуры, какая у них урожайность, – отмечает завуч школы Светлана Яблонская. – Ходят сюда исключительно добровольно и с большой охотой. В постоянной группе 15 человек. Не так давно с грядок собрали первый урожай – десять килограммов лука. Плоды своих трудов оценили в собственной столовой. Идея самостоятельной добычи витаминов понравилась. Поэтому собрались расширить ассортимент овощей. Да и цветам нашлось место.

Команда комплектуется вроде кружка по интересам. Останавливаться на достигнутом юные садоводы не намерены. В их планах – полностью снабжать школьную кухню только свежими и экологически чистыми продуктами.

- Сказать по чести, мы и не ждали повальной популярности теплицы у старшеклассников, – рассуждает Каньшин. – Как-никак у их пап и мам собственные виды на подрастающее поколение. А вот второй-третий классы от мичуринства за уши не оттащишь… А ведь многие современные ребятишки с тяпкой обращаться не умеют!

- Это в деревне-то?! – удивляемся.

- Тем не менее, – констатирует директор. – Пусть хоть здесь навыки получают. Для особо активных организовываем поездки в городские кинотеатры, бассейн, на озера Ая и Телецкое – поощряем лучшие классы. Плюс грамоты, дипломы, благодарственные письма родителям.

- Не было задачи взвешивать полученные плоды, – поясняет Светлана Евгеньевна. – Первый год все-таки. Лук и петрушка удались, помидорчики – не очень. Огурец вырос один-разъединственный. Да смысл и не в результате, переведенном в тонно-килограммы. Цель – в приучении школьников к труду, в адаптации к жизни в рыночных условиях.

Фоторепортаж