Жизнь – как шахматная партия…

00:00, 07 июня 2013г, Общество 3353


Жизнь – как шахматная партия… Фото №1

Любимый афоризм заместителя главного конструктора холдинговой компании «Алтай-Таль» Владимира Пригарова: «Инженер – человек, способный взять теорию и приделать к ней колёса».

Мышление – работа трудная

Пытливая конструкторская мысль не даёт Владимиру Витальевичу засиживаться на одних идеях. Он должен постоянно обдумывать и изобретать что-то новое. Не зря знаменитый американский инженер, изобретатель, промышленник Генри Форд говорил: «Мышление – это самая трудная работа на свете. Вот, наверное, почему так мало людей этим занимается». В минувшем декабре Пригаров принял участие в конкурсе «Инженер года», проводимом на Барнаульском станкостроительном заводе. За последнее время у него было две интересных работы, потребовавшие серьезного напряжения конструкторской мысли. Одна касалась управления двумя электрическими талями, двигающимися параллельно и действующими синхронно, например, если надо поднять длинный прокатный валок. Обе управляются одним радиопультом. Причём подъёмники могут действовать как вместе, так и по отдельности, приподнимая углы валка на разную высоту.

Однако конкурсной комиссии Владимир представил вторую, более сложную работу «Электрическая таль специального назначения для использования в атомной энергетике». Она ездит над шахтами в автоматическом режиме, опускает груз на определенную глубину без участия человека. Тот сидит в изолированной, защищённой кабине, наблюдает за работой. Таль снабжена несколькими пультами управления на разных уровнях. Один оператор справится с работой наверху, передаёт её ниже этажом, где начинает управлять второй человек. Такая таль в прошлом году была отгружена потребителю и запущена в производство. Этот проект был признан лучшим, и Пригаров стал «Инженером года».

В конкурсе участвовало полтора десятка его коллег, разделенных по двум номинациям: молодые и профессионалы. Победители награждены специальной премией. Плюс в течение года они будут получать профессиональную прибавку к окладу в 20 процентов. Генеральный директор компании «Алтай-Таль» Александр Миллер отметил главные черты Пригарова – работоспособность и скромность.

Барнаул выбрал не глядя

Владимир появился на свет в палатке, в поле. Родители были геологами, исследовали Восточную Сибирь. Местом его рождения записали ближайший город – Шилка Читинской области. Через полтора года родилась сестра. Кочевать с двумя детьми было тяжело, первенца отправили к бабушке на Южный Урал, в село под городом Сибай. Там и в школу пошёл. Когда родители покончили с геологией, они тоже вернулись на Урал. Учился хорошо, физика – любимый предмет, дома собирал радиоприёмники. Изучение электричества продолжил в Магнитогорском горно-металлургическом институте. Специализация – электропривод и автоматизация промышленных установок. До красного диплома, который писал по листопрокатному цеху, недотянул самую малость, помешала одна четверка. Во время распределения Владимир выбрал станкостроительный завод в Барнауле, хотя о самом городе ничего не знал.

Молодой специалист попал в специальный конструкторский отдел, который разрабатывал технологическое оборудование для основного производства. Начальником бюро электроавтоматики был Эдуард Матиевский, человек рассудительный и доброжелательный. Он помогал Владимиру принимать правильные решения и много рассказывал о войне, поскольку мальчишкой пережил фашистскую оккупацию в Белоруссии и радовался её освобождению.

- Трудно работать без ошибок, но Эдуард Дмитриевич относился ко мне с пониманием. В 1972 году коллектив в отделе был очень молодой, пришло сразу несколько выпускников вузов, среди них Олег Исаев, с которым мы вместе набирались опыта, он – по механической части, я – по электрической. У нас сложились хорошие отношения по работе, есть даже совместные авторские свидетельства. Сегодня Олег Борисович – заместитель генерального директора завода. Меня сначала назначили начальником конструкторского бюро, ОТК, потом ведущим конструктором.

В таком коллективе каждый инженер занимается своей узконаправленной работой. Один проектирует электротали и краны, другой – редукторы и металлоконструкции, третий рассчитывает сейсмостойкость и так далее, а вместе создают готовую продукцию. Несмотря на то, что Пригаров привык работать самостоятельно, он и сегодня нередко советуется с главным конструктором компании «Алтай-Таль» Петром Тихомировым и техническим директором Владимиром Бельцом. Сам помог встать на ноги нескольким молодым специалистам. Нравится ему Михаил Галай: «Хороший парень, классный электрик, которому можно доверить любую самую сложную работу. У Михаила высшее образование, но в конструкторы не пошёл, любит работать руками и головой одновременно. Со временем готов предложить ему своё место. В крупного руководителя может вырасти и Алексей Крючков, который специализируется на проектировании кранов».

Пётр Тихомиров отзывается о Пригарове как о высоком профессионале, интеллигентном человеке. А Владимир Бельц говорит: «Это единственный специалист на предприятии в области электроавтоматики. Он эрудирован, коммуникабелен, отзывчив, легко сходится с людьми, готов каждому всё показать и рассказать. Может выйти на работу в любое время, хоть ночью, если потребуется. Ему звонят коллеги-специалисты со всей страны, чтобы посоветоваться».

Специальный конструкторский отдел раньше был школой для молодых специалистов, из него вышли настоящие профессионалы. С тех пор многое изменилось. Исчезли ряды досок и кульманов, за которыми стоя творили конструкторы, теперь они сидят за компьютерами. А огромный станкостроительный завод распался на несколько предприятий, в том числе и «Алтай-Таль», где сейчас заместителем главного конструктора трудится Владимир Пригаров. К сожалению, пока у него нет помощников. Давали объявления, молодые ребята приходили на предприятие, набирались определённого опыта и уходили, многие организовали свои фирмы. В компании изготавливают сотни модификаций подъемных механизмов – от мостового крана до талей разной грузоподъемности.

- Владимир Витальевич, разве сегодня, когда производственные мощности на многих предприятиях сократились до предела, требуется столько подъемных механизмов?

- В советское время в день мы выпускали по сто талей и этого не хватало, – рассказывает Владимир Пригаров. – Сейчас объем меньше, но по качеству и оснащенности они стали гораздо лучше. Добавились частотно-регулируемые приводы, что позволяет тали двигаться с разной скоростью, и радиоуправление. Работник идет по цеху и пультом размером с мобильный телефон управляет краном. Груз опускается, поднимается на нужный уровень. Чтобы его поправить, не надо запрыгивать на машину и дотягиваться до кнопки, висящей вверху на кабеле.

Мы чувствуем свою востребованность, так как регулярно получаем заказы для металлургии, коксохимической, химической, атомной промышленности. Конечно, хотелось, чтобы их было ещё больше. Тесно сотрудничаем с французской фирмой с немецкими корнями «Шнейдер-электрик». Она поставляет комплектующие: контакты, пускатели, шкафы, частотные преобразователи. Многие заказчики сразу предупреждают, что приобретут нашу таль только с французской начинкой…

 

Точка ЗЛ

В последние два года Пригаров с особым интересом следит за событиями в далёкой Ливии. С этой страной его связывает три года жизни. Довелось встречаться с тогдашним руководителем страны Муаммаром Каддафи и даже разработать для него маршрут посещения завода, который построили в Ливии советские специалисты. Было это 25 лет назад.

- Почему разрабатывать маршрут ливийцы поручили именно вам?

- Как инженер-конструктор, работая там, я постоянно что-то чертил, хорошо рисовал. Приходилось на месте доводить до ума оборудование, поступающее из Союза, поправлять чертежи. При мне были два ливийских офицера и два наших переводчика. С русского на английский переводил грузин, на арабский – таджик.

Тогда ещё молодой Каддафи приехал в полевой форме, охотно с нами общался. Его не загораживала охрана, он не осторожничал. Хотя момент был достаточно тревожным. Летом 1986 года американцы массированно бомбили Ливию и стоял вопрос об эвакуации оттуда всех наших специалистов. Кажется, это было связано с терактом на берлинской дискотеке, где погибли два американских солдата. В его организации обвинили Ливию, 40 самолётов прилетели бомбить её столицу Триполи…

Первый заказ из этой арабской страны поступил на Барнаульский станкостроительный завод в 1984 году. В Ливии с помощью СССР в разных местах, обозначенных на карте лишь точками, строили военно-технический центр, патронный и оружейный заводы. Часть оборудования для них изготавливали на Алтае. За пять лет в Ливии побывали более двадцати заводчан разного профиля: инженеры, слесари, сантехники, наладчики оборудования. Владимир Пригаров вместе с тремя товарищами отправился туда в начале 1986 года. До этого 35-летний конструктор за границей ни разу не был.

В международном аэропорту города Триполи приземлились поздней ночью 21 января. Первое впечатление: тепло, воздух насыщен терпким ароматом цветущих экзотических растений. Пришлось снимать зимние пальто и шапки. Патронный завод, на котором предстояло работать нашим специалистам, находился в окрестностях города Злитен, на берегу Средиземного моря. Адрес для писем из дома: «Ливия, аппарат эконом. советника, пусконаладочное управление. Точка ЗЛ». «Сибиряки мы или нет?» – спросили себя прибывшие и в первый же выходной отправились купаться, хотя температура воды в море не превышала 14 градусов тепла.

- Из-за экономической блокады Ливии со стороны Запада продуктов в магазинах было немного. Нам выдали деньги, а дальше, мол, как хотите. Мы жили изолированно на территории завода, окружённого колючей проволокой. Жилые блоки составлены из вагонов, но с удобствами. В каждой секции бакинский кондиционер, канализация, подведена вода: питьевая текла из одного крана, техническая – из другого. Снега за три года не видели ни разу. В комнатах стояли масляные обогреватели, но ими пользовались редко. В новогоднюю ночь на улице было плюс 25. По субботам в магазинчике при заводе мы закупали продукты, сами готовили.

- Что именно?

- Тогда я не знал название блюда, а когда вернулся в Союз, выяснилось, что чаще всего мы готовили люля-кебаб – кусочки курицы, обжаренные с овощным гарниром. В Ливии рос неплохой картофель (собирали три урожая в год) плюс огурцы, помидоры, лук и всяческая зелень. А вот из фруктов и ягод только апельсины и лимоны. Дело в том, что садоводством в стране до этого занималась большая колония итальянцев. В ходе революции они уехали, и за садами стало некому ухаживать. Ещё запомнились изобилие арбузов и хороший индийский чай.

Пригаров жил в одной комнате с руководителем группы барнаульских специалистов Владиславом Гусельниковым. Кто первым пришёл, тот и готовил обед на двоих. Сошлись и характерами, и привычками. Когда строители уехали, освободилось несколько комнат и инженерам предложили расселиться по одному. Владислав собрал вещи, перешел в другую комнату, а через несколько часов вернулся назад: «Я там посидел, подсчитал (он в уме легко складывал и перемножал большие цифры), за три года мы с тобой пуд соли съели. До окончания контракта осталось несколько месяцев, зачем нам жить врозь?» - объяснил он Владимиру. Вскоре после возвращения в Союз Гусельников переехал в Псков главным инженером, а потом трагически погиб.

Города, где работали советские специалисты, расположены друг от друга на приличном расстоянии. Страна оказалась не такой маленькой, как думалось. Дороги на тот период были хорошими, а вот пейзажи довольно унылыми – полупустыня, из живности чаще всего попадались тарантулы.

 

Старался для семьи

За три года, что Владимир проработал в Ливии, домой в отпуск прилетал всего один раз, после первых одиннадцати месяцев пребывания там. В Барнауле оставалась его семья. Сын Евгений как раз пошел в первый класс, а жена Ирина (по паспорту - Ираида) оканчивала институт культуры. Потом трудилась в библиотеке пединститута, в ЦНТИ.

С будущей женой Владимир познакомился в заводской библиотеке, куда, будучи молодым специалистом, часто наведывался за справочниками и новинками технической литературы. Красивая зеленоглазая девушка с тёмной косой в вишнёвой кофточке сразу обратила на себя его внимание. Долго не решался её куда-нибудь пригласить. Однажды отважился – позвал на лыжную базу. Сам на лыжах ходил хорошо, а вот Ираида на них чувствовала себя неуверенно. Свадьбу сыграли через два года. Молодой специалист жил в общежитии, помимо лыж увлекался шахматами, имел первый разряд. До сих пор участвует в соревнованиях на заводе, почти всегда занимает первые места и на городских турнирах для соперников не подарок. Говорит: «Жизнь – как шахматы: вариантов много, а партия только одна».

- Мне очень повезло с тещей и тестем, с которыми сложились прекрасные отношения. Оба работали на заводе, она – в отделе кадров, он – в инструментальном цехе. Жили родители жены душа в душу, ушли один за другим с разницей в несколько часов, хоронили их в один день.

Нет уже и родителей Владимира. На Урале остались сестра, брат, другие родственники и лучший друг Валерий Елисеев, с которым за одной партой сидел до десятого класса. Отношения между собой они поддерживают до сих пор. Сын Евгений окончил барнаульскую школу № 42 с золотой медалью и политехнический институт с красным дипломом по специальности «Информационные системы в экономике и бизнесе». Работает инженером-программистом, его жена – банковский служащий. Два года назад у них родился сын Александр. Ему теперь старший Пригаров и посвящает свободное время. Жертвует даже рыбалкой, к которой пристрастился в юности. Еще любит возиться на даче, она недалеко от центра города – на Кордоне. Инженер-конструктор берет простую лопату и с удовольствием копает землю, выращивая на своём участке помидоры, огурцы, яблоки. Это для него отдых.

Фоторепортаж