Сидим на «облаке»

00:00, 14 июня 2013г, Общество 1591


Сидим на «облаке» Фото №1

О чём мы только вам ни рассказывали, но ни разу не затронули такую нужную вещь в современном информационном обществе, как облачные технологии. Давайте восполним этот пробел.

«Облако», а правильно говоря, облачные вычисления, или, по-английски, cloud computing, – это технология обработки данных, в которых компьютерные ресурсы предоставляются пользователю как онлайн-сервис. Или, по-другому, это модель обеспечения доступа к общему хранилищу данных. То есть вы храните свои файлы на стороннем сервере и имеете полный доступ к ним всегда и везде. Это всего лишь общий принцип данных технологий, и сложность их архитектур зависит от решаемых задач.

Мы не будем вдаваться в подробности и поэтому расскажем о том, чем обычному пользователю могут быть полезны облачные технологии, а также рассмотрим историю, достоинства и недостатки, экономические аспекты и критику в их сторону.

Впервые идея того, что мы сегодня называем облачными вычислениями, была озвучена в 1970 году. Она заключалась в том, что каждый человек на Земле будет подключен к Сети, из которой сможет получать не только данные, но и программы. Другой идеей считалось, что вычислительные мощности будут предоставляться пользователям как услуга. С тех пор этой теме не уделялось достаточно внимания вплоть до 90-х годов, так как качество связи оставляло желать лучшего.

Одним из наиболее значимых событий в данной области стало появление сервиса Salesforce.com в 1999 году. Компания первой предоставила свое программное обеспечение как сервис. Salesforce.com исключила установку своих программ на машины клиентов, а доступ к ним осуществлялся исключительно через веб. Следующим шагом была разработка облачного веб-сервиса компанией Amazon в 2006 году, который стал первым общедоступным «облаком».

На сегодняшний день принято выделять три категории «облаков»: публичные, частные и гибридные.

Публичное – это «облако», используемое одновременно множеством частных клиентов и компаний. Пользователи не имеют возможности управлять и обслуживать его, вся ответственность по этим вопросам возложена на владельца «облака». Примером таких сервисов являются Google Drive и DropBox, которые наиболее популярны сегодня. Частное – это в первую очередь безопасное «облако», контролируемое и эксплуатируемое в интересах одной организации. Инфраструктура может размещаться либо в помещениях заказчика, либо у внешнего оператора. Лидерами рынка частных «облаков» являются такие гиганты, как Microsoft, VMware, Citrix Systems. Гибридное – это «облако», впитавшее лучшие качества публичного и приватного «облаков». Часто такой тип используется, когда организация имеет сезонные периоды активности. Как только внутренняя ИТ-инфраструктура не справляется с текущими задачами, часть мощностей перебрасывается на публичное «облако».

Кстати, большинство социальных сетей являются публичными облачными сервисами, так как позволяют хранить файлы в Сети и получать мгновенный доступ к ним из любого места. Из этого всего следует, что самое главное достоинство cloud computing – доступность.

«Облако» доступно везде, где есть Интернет, с любого компьютера, где есть браузер. Это позволяет частным пользователям или сотрудникам компаний становиться более мобильными. Пропадает необходимость покупки лицензионного программного обеспечения, его настройки и обновления.

Стоимость использования «облаков» обычно снижают, уменьшая расходы на обслуживание компьютерной инфраструктуры. При этом сокращается IT-персонал. Взяв «облако» в аренду, можно снизить расходы на закупку дорогостоящего оборудования, что в свою очередь позволяет легко начать бизнес.

Важным достоинством облачных технологий является надежность хранения данных. На очень высоком уровне она поддерживается в специально оборудованных центрах обработки информации, которые имеют резервные источники питания, охрану, профессиональных работников и т.д. Так что за контент, хранящийся на чужом сервере, клиенты могут не беспокоиться.

Но не всё так идеально, как кажется на первый взгляд. Недостатком технологии считают необходимость постоянного соединения с Сетью. Правда, в наше время это не такая уж большая проблема.

Также существуют ограничения по использованию программного обеспечения, которое можно применять на «облаках» и предоставлять его пользователю. Конфиденциальность данных, находящихся в публичных хранилищах, в настоящее время вызывает много споров, но в большинстве случаев эксперты сходятся в том, что не рекомендуется хранить наиболее ценные документы «на стороне». Однако компаниям, решившим завести своё собственное «облако», следует помнить, что затея обойдется в копеечку.

По оценкам экспертов, потенциал облачных вычислений очень высок. В будущем они станут доступнее для индивидуальных пользователей и компаний. Это объясняется постоянным развитием вычислительной техники, снижением энергопотребления аппаратного обеспечения, повышением скоростей сетевых соединений.

 

Цукерберг покупает Waze?

Самая посещаемая социальная сеть Facebook собирается совершить покупку на миллиард долларов. На этот раз под прицел компании Марка Цукерберга попала израильская компания Waze – разработчик одноименного картографического сервиса.

Предполагаемая сделка интересна сразу по нескольким причинам. Во-первых, это первое после IPO крупное приобретение Facebook. Во-вторых, размер сделки, возможно, превысит выплаты при покупке Instagram, который в итоге обошелся Цукербергу дешевле, чем предполагалось вначале, – в $ 800 миллионов.

Waze, которому исполнилось пять лет, — это краудсорсинговый картографический и навигационный сервис, которым пользуются 45 миллионов человек из более чем 100 стран. «Краудсорсинговый» означает, что в отличие от большинства подобных решений информацию о дорогах, домах и, конечно, пробках и ДТП Waze получает от своих пользователей.

Самый главный вопрос, который возник у всех игроков и аналитиков рынка: «За что, собственно, Facebook планирует заплатить такую большую сумму?» Конечно, не в последнюю очередь Цукерберг покупает пользовательскую базу, сравнимую с той, которая была у Instagram на момент покупки. Но главная причина, которую называют все, – сама суть проекта, его картографический движок.

Facebook, который фактически всю свою историю развивался в направлении создания «Интернета в Интернете», обладает всем необходимым для того, чтобы пользователь как можно реже испытывал потребность выходить за пределы социальной сети.

Не так давно появилась даже собственная надстройка над Android – Facebook home – дополняющая, частично заменяющая стандартный интерфейс и функционал мобильной операционки Google. Собственного же картографического сервиса у Facebook не было. С учетом того, что огромная доля пользователей заходит сейчас в социальную сеть именно с мобильных устройств, а эффективно заработать с таких пользователей можно, только зная их координаты, показывая интересные предложения поблизости, собственные карты Facebook просто необходимы.

Waze зарабатывает не только на показе рекламы, но и на продаже геоданных и информации о трафике логистическим компаниям, а это тоже немаловажно. Успешный опыт заработка в мобильной сфере будет явно нелишним для Facebook, чья основная задача как раз и состоит в том, чтобы получать с владельцев смартфонов столько же, а возможно, и больше, чем с тех, кто раньше заходил в соцсеть с настольных компьютеров.

И последний момент, на который указывают аналитики: возможно, что собственные карты для Facebook – это не роскошь, а жизненная необходимость. Ходят слухи, что Google, недовольный тем, что Facebook создал собственную надстройку над Android, может лишить соцсесть возможности пользоваться своими приложениями, и прежде всего картами.

Когда номер готовился к печати, стало известно, что компанию Waze приобрел Google за $ 1,3 млрд.

Порулить самолётом с мобильника

Перехватить управление самолетом со смартфона? Легко. Опасную программу для Android создал немец Хьюго Тезо. 

Никому до сих пор не известный работник сферы IT оказался по совместительству хакером-любителем и, главное, квалифицированным летчиком с десятилетним стажем. Имея доступ к системам автопилота самолетов, он тщательно изучил принципы их обмена данными с землей и обнаружил там множество лазеек, пользуясь которыми воздушное судно можно взломать.

Тезо сумел найти дыры в двух ключевых системах управления, через которые самолет получает с земли основные полетные данные, такие как курс, высота и так далее. Свое приложение Тезо испытывал, понятно, не на настоящих самолетах, а на самодельной виртуальной модели с реальными модулями управления, которые хакер смог вполне свободно купить.

За три года разработки он получил полностью рабочую программу, доказав, что при желании это сможет сделать любой талантливый хакер. Приложение называется PlaneSpoilt (с англ. «Испорченный самолёт»). Оно использует интерфейс популярнейшей программы для Android, Flightradar24, которая позволяет наблюдать за перемещением авиалайнеров в реальном времени.

Только PlaneSpoilt показывает, какие самолеты находятся в зоне досягаемости телефона. Нажав пальцем в иконку рейса, пользователь видит, доступен борт для взлома или нет. К счастью, дырявыми оказались далеко не все версии систем управления. Если самолет не защищен – программа автоматически загружает нужные модули в его бортовой компьютер, и все – воздушное судно полностью во власти хакера.

На своей модели Тезо показал несколько вариантов того, что может быть дальше. Включение аварийной сигнализации или отклонение от курса – самое безобидное. Среди сценариев – полное самоустранение системы автопилота и даже прямое столкновение с землей. Более того, приложение позволяет использовать возможности телефонного гироскопа. То есть, по словам создателя, можно просто взять смартфон в руки, как штурвал, и порулить самолетом.

Есть, правда, одна оговорка – все это работает, только если включен автопилот. Командир воздушного судна может легко вернуть контроль над самолетом, просто взяв ситуацию в прямом смысле в свои руки. Но, как известно, в управление современными самолетами человек вмешивается крайне редко. При нормальных условиях автоматика делает абсолютно все.

Работой Тезо уже заинтересовались международные авиационные чиновники. Тем более что на незащищенность автопилота указывали и ранее. Но тогда для вмешательства в систему управления самолётом требовалось сложное оборудование. Теперь же достаточно мобильника. Тезо утверждает, что закрыть все обнаруженные им дыры не так сложно и он прекрасно знает, как это сделать. Очевидно, киберзащита воздушных судов скоро станет выгодным бизнесом.

Электронных денег в стране становится больше

Онлайн-платежи в России становятся все более популярными: 17 миллионов россиян в возрасте от 18 до 65 лет когда-либо оплачивали товары и услуги в Сети, сообщают «Вести.net».

Совершеннолетняя интернет-аудитория в России достигает 68 миллионов человек, четверть из них – это пользователи онлайн-платежей. Хотя бы раз в месяц платят в Интернете 12 миллионов человек. Такие данные представили процессинговый центр PayU и агентство Data Insight в своем совместном исследовании рынка онлайн-платежей в России.

Так, согласно опубликованным данным, большинство пользователей онлайн-платежей – это молодые люди до 35 лет (примерно 61%). Мужчин, которые расплачиваются в Сети, больше женщин на 10%. В случае с сильным полом пик активности в Сети приходится примерно на 30 лет, у прекрасных дам он колеблется где-то до 25 лет.

Доход тех пользователей, кто активно расплачиваются в Сети, составляет 15-50 тысяч рублей в месяц. Чем он выше, тем с большей вероятностью человек осуществляет онлайн-платежи. Это особенно хорошо проявляется в обеих столицах. Практически треть – 29% пользователей онлайн-платежей живут в Московском регионе, 9% приходится на Санкт-Петербург с областью. Следом за ними идут Поволжье, Урал и Сибирь.

Важно, что большинство – 63% пользователей предпочитают расплачиваться банковской картой, 30-35% используют электронные деньги или интернет-банкинг, а 27% платят в онлайне со счета мобильного телефона.

Чаще всего россияне оплачивают сотовую связь и другие услуги связи, за ними следуют ЖКХ, налоги и штрафы, билеты и туристические услуги, товары в интернет-магазинах.

Дежурный по «ДрайWWWеру» Евгений ШУМИЛОВ.

Фоторепортаж