Четыре стороны Алтая

00:00, 22 июня 2013г, Общество 1188


Четыре стороны Алтая Фото №1

В Год охраны окружающей среды и на волне укрепления международных связей с соседними государствами в крае появилось уникальное издание.

Десять лет житель Барнаула Павел Филатов посвятил фотоэкспедициям по Большому Алтаю. За это время он разбил камеру, утопил джип и почти стал кочевником. «Миссия выполнена», – говорит Филатов, держа в руках первое в мире издание, где Алтай масштабно представлен на территориях четырех государств сразу – России, Казахстана, Монголии и Китая.

Когда работа – волшебство

– Алтайский край – не что иное, как ворота в Большой Алтай, – мнение Филатова соотносится с историческими фактами. Через эти «ворота», как считают солидные ученые, прошли если не все, то многие древние народы, расселявшиеся по земле. – Сравнивая наш регион с регионами других государств, объединенных Алтайской горной системой, я бы назвал его семейным, домашним, теплым, сырно-медово-масляным, если хотите.

Ощущения, конечно, остались за кадром, так же как не вошли в книгу тысячи и тысячи снимков, сделанных автором в сложнейших условиях – пустыни, гор, болот, вечной мерзлоты. Не важно, сколько видов плоскогорья Укок хранится в архивах Филатова. В книгу попали те, где «пойманы» танцующие журавли, «схвачен» сибирский козерог, найден цветущий лук. Кстати, он – насыщенного амарантового цвета.

«Когда приезжаешь на место съемки и видишь, как встаёт солнце, причудливо выстраиваются облака, прилетают птицы, появляются животные, работа перестает быть работой и превращается в волшебство», – считает Павел, который в поисках лучшего снимка поднялся на Белуху, подкараулил радугу на горе Пикет, дождался краснокнижных черных аистов на озере Маркаколь.

Страна мечты

Жизнь семьи Филатовых, где Павел – свободный художник, его супруга Елена – автор текстов к снимкам, а восьмилетняя дочка Аня – увлеченная скрипкой школьница, последние десять лет неразрывно связана с Большим Алтаем. Монголия и Казахстан, не говоря уже о родном крае, изъезжены вдоль и поперек. Две соседние страны давно не заграница.

– Из космоса государственных границ не видно. Это условность, придуманная людьми в какой-то исторический отрезок времени, – считает фотохудожник. – Вслед за «Большим Алтаем» мы планируем реализовать книгу под названием «Алтай без границ» – более масштабное издание, куда, скорее всего, войдут не только мои работы, но и снимки других авторов.

Особняком в творчестве Филатова стоит Китай. Поднебесная была для него страной мечты. Он очень хотел там побывать, но не срасталось. Наконец в прошлом году в составе делегации от Алтайского края супруги Филатовы посетили Синьцзян-Уйгурский автономный округ. Но стоило ли преодолевать тысячи километров пути ради одного снимка, попавшего в книгу?

Не просто созерцать

Как японцы сходят с ума, увидев просторы Гобийской пустыни, так Филатов, привыкший к спокойному и свободному Алтаю, был поражен многомиллионными массами людей и туризмом, поставленным на поток.

– Внутренний туризм в стране развит настолько, что нет смысла в привлечении иностранцев. Ходить можно только по тропинкам – ни шагу вправо, ни шагу влево. Конечно, возможности поработать в том формате, к которому я привык, не представилось: озеро Канас я снимал со специально отведенной для этого точки. Скажу, что Китай остался непокоренным и непостижимым. Вероятно, нужно предпринять как минимум еще несколько попыток.

Филатов, будучи не только фотохудожником, но и путешественником, пристрастился к открытию новых для себя мест. Из любимых и обязательных он называет Шавлинские ледниковые озера, окруженные горными вершинами с поэтичными названиями Сказка, Красавица, Мечта; Телецкое озеро, когда зацветает маральник; Нижний лагерь Катон-Карагайского национального парка, где ревет восьмидесятиметровый водопад Большой Кокколь; пустыню Гоби, приютившую в песках Хонгорын-Элс нежные ирисы.

Павел надеется, что его новая книга подвигнет читателей не просто пассивно созерцать пейзажи на бумаге, но и совершать путешествия к понравившимся достопримечательностям. «Важно взглянуть на Алтай по-новому – на все его четыре стороны», – считает автор, сделавший это первым не только для себя, но и для большой аудитории.

 

Ольга ЛИСИЦА.

Фоторепортаж