Компаньон дороже денег

Как молодой учёный торил себе дорогу в бизнес

00:00, 28 июня 2013г, Общество 2110


Компаньон дороже денег Фото №1

Действительно ли настоящий шоколад должен таять во рту, а не в руках, спросили мы у Алексея Дорецкого. «Что вы, это рекламный трюк, не более! Настоящий шоколад в руках тоже тает», – ответил мастер. Дорецкому можно доверять, поскольку он на шоколаде собаку съел, точнее, собаку из шоколада.

Алексей Дорецкий со своим проектом «ШокоЛана» был признан победителем на выездной презентационной сессии «Стартап Уикенд-3» в ходе Международного молодежного форума «АТР-2013». «Алтайская правда» решила подробнее рассказать о работе молодого инноватора, о том, что он думает об инфраструктуре поддержки предпринимательства в крае.

В поисках дела

Алексей в свое время окончил Алтайский технический университет, получив специальность инженера информационных технологий.

Поначалу работал на других. Последнее место – Алтайский трансформаторный завод. Внедрял там разнообразные системы автоматизации производства, от простых до весьма сложных и неординарных. Цель – экономия энергии, упрощение и убыстрение технологического процесса.

Был на хорошем счету у начальства, но понимал, что на зарплату в 25 тысяч не только не разбогатеешь, но даже жилье не купишь. Поэтому параллельно с работой решил заниматься наукоемким бизнесом. Благо директор пошел навстречу.

Ставку сделал на прибор для контроля качества пластиковых бутылок на автоматических линиях. По этой теме защитил кандидатскую диссертацию. Было огромное желание внедрить новинку в производство и заработать на этом деньги. Но одно дело – желание, а другое – реальность. Приходит он, допустим, к главному инженеру предприятия, где есть линия по изготовлению ПЭТ-бутылок, предлагает купить прибор. Объясняет, что изобретение окупится через три месяца за счет исключения брака и начнет приносить прибыль. И… отказ. Прибыли предприятия – это, конечно же, дело хорошее, но главному инженеру нужно в очередной раз пойти и попросить у директора денег, а он и без того их регулярно просит на ремонты и обслуживание линии. Работали как-то без прибора, значит, и еще проработаем.

- Решили мы с супругой упростить задачу, – рассказывает Алексей. – Постепенно отмели науку, стараясь дойти до стадии, когда научимся зарабатывать деньги. А уж потом придумаем что-нибудь наукоемкое. Начали перебирать варианты. Например, была идея производить устройства, изменяющие голос одного человека, делая его до правдоподобия похожим на голос другого. Но быстро поняли, что модель бизнеса очень похожа на предыдущую с приборами для ПЭТ-бутылок, а именно: сначала мы делаем кучу опытно-конструкторских работ, тратим деньги, потом деньги заканчиваются. Нас это не устроило, и решили пропустить стадию разработок и производства.

На рынке уже были простенькие аналоги, которые не делают ваш голос похожим на чей-то, а делают его непохожим на ваш. Начали их продавать - не получилось: спрос микроскопический, неразбериха с законодательством: является ли такое устройство спецсредством (следовательно, подлежит лицензированию) или не является.

Но рук не опустили, стали искать дальше. В Интернете наткнулись на производство шоколадных конфет ручной работы. Есть такой ресурс «Шоколатье.ру» – социальная сеть для любителей и профессионалов шоколадного дела. С ее помощью москвичи пытаются донести до народа возможности работы с шоколадом. Для них это своего рода возможность продвижения своей продукции. Мы почитали, уверились в том, что на шоколаде можно заработать, тем более в Барнауле на прилавках магазинов вообще не продается настоящий шоколад, потому что он дорогой и тает при температуре выше 28 градусов.

Дорецкий выяснил, что в столице края есть небольшая шоколатерия, там создают великолепные конфеты ручной работы из шоколада. И вначале он думал заняться тем же, но стал изучать рынок, опрашивать людей, готовы ли они покупать шоколадные конфеты ручной работы, и понял, что об этом продукте мало кто знает. А значит, рынка нет, его придется формировать, тратя приличные средства на рекламу. Поэтому решил заняться плиточным шоколадом с корпоративной символикой.

- Многие рекламные агентства печатают оригинальную обертку и заворачивают в нее самую обычную и зачастую не очень вкусную плитку шоколада, – продолжает Алексей. – Я же начал делать сами плитки из натурального шоколада от итальянских и бельгийских производителей и наносить рисунок не на обертку, а выдавливать его рельефно на самом шоколаде.

Компанию назвали «ШокоЛана» – по имени супруги предпринимателя. Сегодня среди потенциальных потребителей предприятия - молодожены. Они могут заказать приглашение на свадьбу в виде плитки с надписью «Приглашаем вас разделить наше счастье».

Рынок корпоративного шоколада, когда сладости снабжают логотипами предприятий, индивидуальными надписями и используют как оригинальный презент, считается весьма перспективным.

Закаляйся, как сталь

Стандартное оборудование для производства изделий из шоколада всё импортное и потому очень дорогое. Как настоящий инженер, Алексей изучил принцип его работы и понял, что можно сделать своё не только лучше, но и в два – четыре раза дешевле.

- При работе с шоколадом есть несколько тонкостей, – объясняет Дорецкий. – Его нельзя просто расплавить, что-то из него вылить, а потом остудить. Если шоколад неправильно остужать, то образуются не те кристаллы, с меньшей температурой плавления. Поэтому его нужно закаливать, как сталь, то есть распускать при 42 градусах, резко остужать и подогревать, после чего разливать по формам.

Обычно шоколатье это делают вручную, выливая расплав на мраморный стол. Но когда мастер выполняет большой заказ, используя одну эксклюзивную формочку, работать с шоколадом вручную и следить за его температурой крайне неудобно и даже невозможно. Поэтому Алексей сконструировал такую емкость, в которой шоколад можно закалить, а потом и хранить при точно заданной температуре для розлива.

Конечно, большую часть деталей ванны для темперирования заказывали на стороне: корпус гнули в компании «Сиблазер», печатные платы для электронного контроллера делали в Новосибирске на заводе «Электроконнект» и т.д.

- Обзаведясь оборудованием собственной конструкции, мы подумали: а почему бы не продавать его другим? – рассказывает Алексей. – Ведь это позволит диверсифицировать наш бизнес. Когда есть спрос на шоколад – будем делать его, когда нет – приборы. Их продажи начались восемь месяцев назад, и наши ванны для темперирования уже работают в одиннадцати городах страны. Продаем в среднем по три изделия в месяц. Как только поймем, что спрос растет, выпустим большой аппарат на 18 литров, он почти готов.

Дорецкий говорит, что сегодня в его компании работают четыре человека. В одном помещении находятся столы с радиомонтажным и слесарным оборудованием, в другом колдует кондитер. Пока он производит в месяц двадцать килограммов разного шоколада. Один килограмм корпоративного шоколада в среднем стоит около 2 тыс. руб. Этих объемов пока недостаточно, чтобы открыть полноценный кондитерский цех, хотя производство с последующей продажей шоколадок дает рентабельность больше 100%.

Специально к «АТР-2013» Алексей подготовил красочный буклет, в котором сформулировал предложение для тех, кто хотел бы заняться производством корпоративного шоколада. Он разработал два комплекта – «Старт» и «Стандарт», которые включают соответственно одну и две ванны для темперирования, различные формочки и сырье (шоколад и сублимированные ягоды). Цены вполне подъемные для начинающего бизнесмена. По словам Дорецкого, четыре человека согласились наборы приобрести.

Нужны другие мозги

Но в основном на АТР предприниматель поехал, чтобы найти инвестора. Причем искал не столько человека с деньгами, сколько с компетенциями.

- Нам не деньги нужны, - втолковывает Алексей, - а компаньон, который работал в кондитерке и понимает, как развивать этот бизнес, как вывести его на уровень края или страны. Мы готовы за символическую плату продать ему 30% компании.

На АТР один человек вроде заинтересовался нашим предложением, но нам он не очень понравился. Планируем еще поискать кандидатуры на Сибирской венчурной ярмарке, которая состоится в ближайшее время в Новосибирске. В 2010 году мы уже посещали подобное мероприятие и получили за свой прибор по контролю качества пластиковых бутылок бронзовый диплом в своей номинации.

- А если не найдете подходящей кандидатуры? – спрашиваю у предпринимателя.

- Будем искать. Для качественного роста нужны другие мозги. Нужен коммерсант, а мы больше инженеры. Мы, конечно, постепенно меняемся, стараемся развить в себе предпринимательский дух. Но я давно понял, что типичный наемный работник, чтобы получить больше денег, начинает больше вкалывать и перенапрягается. Предприниматель же начинает больше зарабатывать. Устают и тот, и этот, но зарабатывать и урабатываться - совершенно разные стратегии. Надо формировать такой формат мышления, при котором трудишься меньше, зарабатываешь больше. Это возможно, только надо думать головой.

Дорецкий считает, что в Алтайском крае для начинающих предпринимателей созданы все условия. И деньги дадут или займут на льготных условиях, и офис в бизнес-инкубаторе выделят чуть ли не даром, и окажут помощь с бухгалтерией. Работай, если ты предприниматель. Тем не менее мало у кого получается, потому что нужны предпринимательские мозги и огромное желание. В пример он приводит свой отрицательный опыт инноватора:

- Со своим прибором для контроля качества бутылок я участвовал в программе поддержки наукоемкого бизнеса «Старт». Получил миллион рублей, сделал НИОКР, отчитался. В итоге технически все готово, а бизнес не получается.

На практике большинство инноваторов думают, что они делают бизнес, а на самом деле ничего не делают, а только конструируют. Очень мало среди них людей с предпринимательским складом мышления. Сделав кучу ошибок, Дорецкий решил идти другим путем, не брать денег у государства, а рисковать своими.

- Когда закончился миллион государственных денег, я расстроился, – вспоминает он. – Когда я потратил миллион своих собственных на корпоративный шоколад, понял, что если не изменить мозги, то результат будет такой же, а именно: деньги от бизнеса появятся только после того, как мы умрем с голоду. От этой мысли я пришел в ужас и начал лихорадочно искать варианты выхода из данной ситуации, то есть учиться, меняться и всё, что с этим связано.

Если идея хорошая – государственные деньги не нужны, если плохая – деньги не помогут. Господдержка, как и инвестиции в целом, имеет смысл только для золотой середины.

Фоторепортаж