Речной флот в Алтайском крае готовят к предстоящему периоду навигации

20:00, 01 февраля 2023г, Транспорт 1093


Речной флот в Алтайском крае готовят к предстоящему периоду навигации Фото №1

Пока водоемы Алтайского края покрыты льдом, работники флота не сидят без дела. Они готовят теплоходы и земснаряды к весне, чтобы подойти к сезону навигации в полной боеготовности. В 2022-м был побит 30-летний рекорд по объемам речных грузоперевозок, в этом году результат необходимо превзойти.

Не сидят без дела

Зимой у речников небольшой отпуск от плаванья. Поэтому сейчас, когда водоемы покрыты льдом, а экипаж не несет вахту на Оби, Бии и Катуни, все силы брошены на подготовку флота к весне.

– Меняем подводную часть корпуса, – не отрываясь от работы объясняет Михаил Дуреев, капитан-механик теплохода «Прибой». – Эту часть судна мы обновляем нечасто, но теплоходы у нас совсем не новые, поэтому подошел срок, когда без ремонта не обойтись. Судну-то почти 42 года, оно старше некоторых членов экипажа.

Михаил отметил, что в этом году у ремонтников хлопот немало. Но весь флот держат на ходу: что-то чинят, что-то меняют. «Наши деды еще на колесных теплоходах ходили. Условия совершенно другие были. А нам что? Корпус немного подлатать – и можно хоть в кругосветный круиз», – улыбается Дуреев.

– На реках я работаю уже 43 года, 35 из которых – капитаном. Мой отец служил на флоте, дед тоже, сейчас мы вместе с сыном продолжаем общее дело, – рассказывает речник. – Мы жили в районе Затона, где раньше находился судостроительный завод. Поэтому о выборе профессии в нашей семье речь не заходила. 
С отцом плавал с семи лет, он меня многому научил. Поэтому не полюбить воду и не пойти по семейному пути у меня не было шансов.

Речники не скрывают, что успевают заскучать по воде за время простоя. Особенно это ощущается весной, с началом капели. Тогда сердце начинает проситься на реку. Но если готовить сани нужно летом, то теплоход – зимой. Без этого никуда. Внимание требуется 37 единицам флота, и на 60% из них уже завершены работы.

Плывём на рекорд

В развитых странах на территориях, где возможна доставка речным транспортом, наземные перевозки грузов запрещены. Потому что этот вид транспорта безопаснее как для человека, так и для окружающей среды. И позволяет сохранить дороги, спасти их от пробок. Причем стоимость и скорость таких перевозок несущественно отличаются от наземных.

В прошлом году по рекам Алтайского края было перевезено более 1,1 млн тонн грузов. Это рекордный показатель за последние 30 лет. Еще в 2015 году цифры были в три раза меньше и не превышали 400 тыс. тонн.

Такой прогресс стал возможен благодаря трехстороннему соглашению, которое заключили краевые власти, администрация Обского бассейна и частный бизнес. Договором предусмотрены дноуглубительные работы, позволяющие существенно продлить сезон навигации. На это из бюджета региона ежегодно выделяется порядка 19 млн, из федерального бюджета – 42 млн, частные организации добавляют 2,4 млн рублей.

В итоге в прошлом году был побит рекорд не только по перевозкам, но и по объемам дноуглубления. Он превысил 1,3 млн кубов, а еще в 2014-м показатель находился на нулевой отметке.

– Подписанное трехстороннее соглашение рассчитано до 2023 года, но мы планируем его продлить, – рассказывает начальник Барнаульского района водных путей и судоходства Александр Чуприн. – Что касается финансирования, то в этом году произошла индексация. Из федерального бюджета нам дополнительно выделили 81 млн рублей. И еще 43 млн – из краевого. Все средства пойдут на дноуглубление и поддержание земснарядов на ходу.

Дальше – больше

– Планы на 2023 год еще более амбициозные, – подчеркивает Чуприн. – Перед речниками поставлена задача перевезти не меньше 1,3 млн тонн грузов, побив рекорд прошлого года. Что касается дноуглубления, земснаряды на алтайских реках должны «перегнать» 1,45 млн кубов грунта.

Дноуглубление на реках края станет гораздо эффективнее уже в следующем году. В регион должен поступить новый земснаряд. Стоимость судна около 970 млн рублей, а его мощность достигает 700 кубических метров в час.

– В связи с последними событиями потребовалась корректировка проекта по системе управления – электронной начинки. Переходим или на отечественные, или на аналоговые комплектующие, из-за чего сроки немного сдвинулись. Но до этого работы велись с опережением графика, поэтому серьезных отставаний от плана не предвидится. Работы завершены на две трети, думаю, уже в 2025 году судно выйдет на реки Алтайского края, – добавил Чуприн.

Когда новый земснаряд начнет работу на алтайской воде, объемы дноуглубления не вырастут – сегодняшних показателей достаточно для спокойного сезона навигации. Но нагрузка на имеющееся оборудование, собранное еще в Советском Союзе, заметно снизится. Тогда и зимний ремонт станет не таким грандиозным.

Фоторепортаж