Новые правила для такси в Алтайском крае: как обстоят дела с ценами и нехваткой водителей

16:03, 09 сентября 2023г, Транспорт 1006


Новые правила для такси в Алтайском крае: как обстоят дела с ценами и нехваткой водителей Фото №1

С 1 сентября в стране вступили в силу новые правила о работе такси. В соцсетях жители Барнаула жалуются, что ценник на поездку увеличился почти вдвое, а некоторые службы заказа уже говорят о нехватке водителей. Разбираемся, как на самом деле обстоит ситуация в Алтайском крае.

Контроль и безопасность

Власти говорят, что новый закон о такси направлен на повышение прозрачности и безопасности перевозок. Например, теперь водителями не смогут стать люди с непогашенной судимостью по тяжелым уголовным статьям. Если есть больше трех неоплаченных штрафов за нарушение ПДД – тоже на работу не возьмут.

К тому же, шофера обязали проходить предрейсовое медобследование, а также соблюдать режим отдыха: ему можно работать максимум 12 часов в сутки и не более 40 часов в неделю.

Это не единственное ужесточение требований к таксистам. С 1 сентября они должны заключать трудовой договор, оформлять статус индивидуального предпринимателя или самозанятого. В этом случае водители получат возможность самостоятельно устанавливать тарифы на перевозку. Согласно новому закону, такое право не ограничивается, но на практике извозчик принимает ценовую политику службы заказа.

Одно из самых обсуждаемых изменений – обязательное оформление полиса ОСАГО по тарифу для перевозчиков. Он в несколько раз дороже полиса для обычных автомобилистов и зачастую обходится в 40–50 тыс. рублей. ИП и самозанятым придется приобретать его самостоятельно, и не всем это будет по карману.

Есть и другие изменения: создание отдельных реестров, требования к внешнему виду автомобиля, передача данных о поездках спецслужбам. Но простого клиента эти новшества касаются не так ощутимо.

Плата за спокойствие

За повышенную безопасность будут платить не только водители и службы заказа, но и пассажиры. По данным Росстата, стоимость поездок на такси в России уже побила исторический рекорд: 1 км в среднем обходится в 32,5 рубля. В ближайшие месяцы эксперты прогнозируют только увеличение цены.

Формула проста: ужесточаются требования к водителям, таксистов становится меньше, как следствие – повышение тарифов на услуги.

В конце лета сервис заказов «Максим» провел эксперимент в нескольких городах России. На работу вышли только те водители, которые соответствуют новым требованиям и имеют все необходимые разрешения. Необязательным было лишь наличие ОСАГО для такси, потому что пока его имеют лишь единицы.

Оставшиеся в тестовый период водители смогли выполнить не больше 2% поступивших заказов. Цены на поездки увеличились в разы. Тысячи людей не смогли уехать на работу или в больницу.

«В сентябре ситуация может стать еще хуже, так как службы окончательно отключат не соответствующих закону водителей. Не менее 95% перевозчиков уйдет в теневой сектор, исключающий всякую возможность контроля и воздействия на него. Так будет везде в России», – говорится в заявлении сервиса «Максим».

Также в компании подчеркнули, что медицинская инфраструктура в регионах не рассчитана на ежедневное обслуживание тысяч самозанятых. Очередь на медобследование растянется на недели, в течение которых водители не смогут ничего заработать.

«Норма медицинского и технического контроля не нова, она действует с 2011 года, и водители более десяти лет выполняют указанные требования. В крае достаточно клиник, как частных, так и государственных, оказывающих такие услуги, – комментирует ситуацию начальник сектора легкового такси регионального министерства транспорта Денис Касьянов. – Сегодня Алтайский край в полной мере исполняет новый закон о такси, жалоб от агрегаторов наше министерство не получало. Наоборот, водителей достаточно, клиентов тоже».

Будничная паника

В первые дни осени соцсети заполонили жалобы на стоимость поездок. Жители Барнаула в одном из пабликов даже начали игру «Кто больше», прикрепляя скриншоты с неподъемными расценками. Проезд из одного конца города в другой мог стоить порядка тысячи рублей, хотя раньше цена редко поднималась до 500. На деле подорожание было стихийным, и ценник постепенно приходит в норму.

«Как пользователь такси скажу, что если и выросли тарифы, то не так ощутимо, – заявляет Денис Касьянов. – Трудно спрогнозировать дальнейшую ситуацию, но стоимость проезда устанавливает бизнес, мы на это не влияем».

С тем, что цены остались на прежнем уровне, согласны и водители. По их словам, взлетевшая стоимость – результат притирки к новому закону. Да и 1 сентября, как и в другие праздничные дни, спрос на такси регулярно повышается.

«Дорого, говорите? С утра всегда цены высокие! – констатирует водитель из Барнаула Игорь, подвозя журналиста до работы. – А обычно в будни днем как катались за 150 рублей по городу, так и катаемся. Мой заработок не поменялся. Коллеги с этим согласны».

Еще один барнаульский водитель такси анонимно рассказал «АП», что после изменения закона работать сложнее не стало. И на это есть своя причина.

«Сейчас все без лицензии катаются, большинство. Я в их числе, – признается мужчина. – Да и медосмотры перед выездом пока больше фикция, чем контроль. Я больше скажу. Думаете, водителей автобусов проверяют? Шофер приезжает в 12 ночи домой, выпивает литр пива, а в пять утра едет на работу. Он не пьяный, но в крови алкоголь еще есть. При таком раскладе управлять транспортным средством нельзя. Но автобусы по городу едут, как и такси. Или полагаете, в Барнауле все водители непьющие? А что касается ограничения на работу в 40 часов – так можно таксовать с разных профилей в двух-трех агрегаторах. Одним словом – пока работаем по-прежнему».

Справка

В Алтайском крае водителям выдано более 1500 разрешений на перевозку пассажиров в такси. По информации регионального Минтранса, с 1 сентября их количество ежедневно увеличивается на 50.

Фоторепортаж