«Буран». С небес на землю. 2 июня отмечается день рождения космодрома Байконур

16:55, 02 июня 2023г, Общество 883


«Буран». С небес на землю. 2 июня отмечается день рождения космодрома Байконур Фото №1
«Буран». С небес на землю. 2 июня отмечается день рождения космодрома Байконур Фото №2
«Буран». С небес на землю. 2 июня отмечается день рождения космодрома Байконур Миниатюра №3
«Буран». С небес на землю. 2 июня отмечается день рождения космодрома Байконур Миниатюра №3

2 июня – день рождения космодрома Байконур.

В 1955-м, когда проект его создания был утвержден Генеральным штабом Министерства обороны СССР, на месте будущего грандиозного строительства был настоящий «байконыр» – так по-казахски называется пустынный край с бурым или рыжим оттенком почвы. Это слово и послужило названием и городу, и космодрому.

Именно с его стартовых площадок человечеству была открыта дорога в космос: в 1957 году отсюда стартовала ракета Р-7 с первым искусственным спутником Земли. В 1961-м отправился в первый пилотируемый полет Юрий Гагарин, а за ним – наш земляк Герман Титов. Среди других легендарных страниц истории Байконура – полет многоразового космического корабля «Буран» в 1988 году. И к этому событию Герман Степанович тоже имел самое прямое отношение.

«Нырок» на Москву

В июле 1976 года в Советском Союзе приступили к созданию мощной тяжелой ракеты «Энергия» и многоразового космического корабля «Буран». По размаху, объемам финансирования, количеству участников программа «Энергия» – «Буран» не имела себе равных в истории ХХ века.

На нее работали 28 общесоюзных министерств, 56 главных и центральных управлений, более полутора миллионов высококвалифицированных специалистов. На Байконуре были построены крупнейший в Европе кислородно-азотодобывающий завод, самый большой в Европе криогенный завод, самая ровная и самая прочная в стране взлетно-посадочная полоса и сотни других уникальных объектов.

Координационную группу в декабре 1979 года возглавил генерал-лейтенант авиации Г.С. Титов.

12 апреля 1981 года состоялся первый полет многоразового корабля «Спейс шаттл». В июне этого же года в Советском Союзе прошло заседание Совета обороны страны, на котором рассматривались пути ускорения работ по нашему космическому челноку – «Бурану».

По воспоминаниям главного конструктора тяжелой ракеты «Энергия» Бориса Губанова, были проведены исследования, которые показали, что «Спейс шаттл» дает возможность, осуществляя маневр возврата с полу- или одновитковой орбиты по традиционной к тому времени трассе, проходящей с юга над Москвой и Ленинградом, сделав некоторое снижение – «нырок», – в их районе сбросить ядерный заряд и парализовать систему боевого управления Советского Союза.

Руководивший тогда страной Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев принял решение о разработке комплекса альтернативных мер с целью обеспечения гарантированной безопасности нашей Родины.

Одним из ведущих руководителей и специалистов, призванных в короткий срок гарантировать эту безопасность, был первый заместитель командующего военно-космическими силами страны генерал-полковник Титов.

Космонавт-строитель

Главный военный строитель космодрома «Байконур», ныне Герой Социалистического труда генерал-лейтенант Алексей Макарычев прибыл в Казахстанскую степь из Североморска, где он до того служил, 16 мая 1986 года.

– Вскоре после приезда я представился Герману Степановичу и началась наша совместная работа, – рассказывал Макарычев. – Космонавт Титов постиг строительную профессию настолько глубоко, что мы понимали друг друга с полуслова. И я был очень рад,  что мне довелось работать заместителем Германа Степановича в качестве строителя.

Он был спокойным, уравновешенным, голос никогда не повышал, но мог быть и резким, и жестким, при всей его кажущейся мягкости. Ощутив его стальной взгляд, хотелось быстро бежать исправлять недоделки, чтобы к утру доложить, что вот, мы все сделали, посмотрите, какие мы молодцы! И тут не было никакого подобострастия, только большое уважение к этому человеку.

Алексей Макарычев поведал об одном из случаев, подтверждающих, что генерал-лейтенант Титов мог не только говорить командным голосом, но и действовать при необходимости по-командирски решительно.

Тогда на Байконур вызвали директора завода «Компрессор», специалисты которого не успевали в срок обеспечить отладку оборудования и запустить компрессорную станцию. Он посмотрел, собрался уезжать, пообещав все решить. Герман Степанович попросил этого директора: «Дайте, пожалуйста, ваш паспорт». И тот остался на площадке на полтора месяца, пока не были выполнены все необходимые работы.

– Я поражался его работоспособности и невероятному объему памяти, – вспоминает почетный строитель и почетный гражданин города Байконура генерал-майор Хренов. – Когда шли автономные, а затем комплексные испытания, Герман Степанович практически неотлучно находился на объекте. Он знал по имени-отчеству не только ведущих специалистов, но и рабочих, здоровался с ними за руку, и людям это, конечно, было приятно.

Алексей Макарычев рассказывал, что на Байконуре было много удаленных объектов, на которых находились военные строители,  и во время инспекционных полетов туда на вертолете Герман Степанович всегда требовал, чтобы в машину дополнительно загружали свежий хлеб и арбузы для солдат-строителей. А кроме того, в вертолете была еще и группа музыкантов: саксофонист, ударник и гитарист. И пока Титов с Макарычевым по прилету на место обходили объекты, музыканты играли джаз для строителей, чем доставляли им большую радость.

«Успехом не увенчалась»

– Мы создали модель «Бурана» в масштабе один к трем и провели серию испытаний, – рассказывал в 2000 году журналистам Герман Степанович Титов. – Получили много интересных данных о полете аппарата в атмосфере, и это помогло в разработке его теплозащиты и аэродинамики. Были проведены четыре пуска: три удачных и один аварийный – забыли к аппарату прикрепить парашют! И такое у нас бывало... Первый пуск нам удалось скрыть от американцев, но при втором они зафик­сировали все: как аппарат садился в океан, как его поднимали на борт корабля, как проводили операции по сливу остатков компонентов топлива. По фотографиям они сделали макет аппарата и испытали его в своих лабораториях. Полученные аэродинамические характеристики были значительно лучше, чем у шаттла.

Первый пуск носителя «Энергия» состоялся 15 мая 1987 года. Он прошел хорошо, без серьезных замечаний. Второй пуск – это была уже система «Энергия – «Буран», – с автоматической посадкой орбитального корабля на специально созданный аэродром в районе космодрома Байконур, был проведен 15 ноября 1988 года. Он подтвердил, что все заложенные решения были просто блестящими.

Система «Энергия» – «Буран» могла выводить на околоземную круговую орбиту высотой 200 километров полезный груз массой 30 тонн и возвращать на Землю космические объекты массой 15 тонн. Заказчик (Министерство обороны) и разработчики, окрыленные успехом первых пусков, планировали продолжение летно-конструкторских испытаний. Однако к тому времени военно-политическая обстановка в мире кардинально изменилась.

Многоразовая космическая система «Энергия» – «Буран» оказалась ненужной для обороны, ради которой она разрабатывалась. Попытка найти научное или народно-хозяйственное применение этой уникальной, технологически совершенной, но очень дорогой космической системе успехом не увенчалась.

P.S. В октябре 1994 года Герман Титов вместе с другими известными летчиками подписал обращение к президенту РФ Б.Н. Ельцину, в котором говорилось о том, что для восстановления независимости России в космической отрасли крайне важно приступить к созданию на ее территории  собственного космодрома. Предлагаемое в обращении место для размещения космодрома – территория в районе города Свободный Амурской области (ныне космодром «Свободный». – Ред.). 

Впрочем, это, как говорится, уже совсем другая история.

Фоторепортаж