Что думают алтайские педагоги о законопроекте о статусе педработника

14:20, 28 января 2021г, Образование 1064


Что думают алтайские педагоги о законопроекте о статусе педработника Фото №1

Фото Андрей КАСПРИШИН

Законопроект «О статусе педагогического работника в Алтайском крае» обсуждается сегодня всеми – властями, депутатами, родительским и педагогическим сообществами. Равнодушных нет, поскольку тема будущего нашей страны касается каждого человека.

Честь и достоинство

В 2019 году президент страны поручил регионам продумать меры повышения статуса педагогов, чем возвел проблемы образования в ранг государственных, национальных. 

В первом чтении депутаты АКЗС приняли законопроект в декабре 2020-го.  Как сообщила заместитель министра образования и науки Алтайского края Галина Синицына, рождался он в недрах рабочей группы регионального Минобра с учетом пожеланий и предложений, высказанных учителями края во время встречи с губернатором края Виктором Томенко.

Законопроект разделен на четыре тематических блока, посвященных традициям и преемственности, мерам поддержки и поощрения. И конечно, защите чести и достоинства педагога. На поправках в эту статью сделала акцент Галина Синицына: 

– В последнее время происходит много негативного. Люди, не разбирающиеся в тонкостях педагогической практики, высказывают в социальных сетях личностные суждения, не соответствующие реальности. Не способствующие, мягко говоря, формированию положительного образа учителя, повышению качества его труда, росту авторитета. И пользователи в попытках выяснить детали начинают им верить.

Очевидно, не с неба упало это решение – законом оградить учителей от незаслуженных нападок. Как это уже сделал соседний Казахстан, где за публичное оскорбление или непроверенное негативное высказывание в адрес учителей ввели штрафы и более серьезные наказания. Меры,  способные прекратить публичные грубость и хамство в адрес учителей. Так государство признало значимость труда учителей для общества. Россия и ее регионы, включая Алтайский край, тоже пошли по этому пути.

Выбор

Корреспондент «АП» побывал на одной из онлайн-площадок обсуждения законопроекта, в Барнаульском государственном педагогическом колледже (БГПК), где собрались специалисты, педагоги – представители системы СПО Бийска, Рубцовска, Славгорода,  студенты, для которых учительство начнется завтра.

«Жаркая, принципиальная и очень профессиональная» – так охарактеризовал состоявшуюся дискуссию директор БГПК Михаил Самолётов. Его коллеги не упустили возможности повлиять на судьбу учительства, уделив особое внимание недостаточно проработанным новеллам законопроекта. 

Психолог, кандидат психологических наук Галина Землякова напомнила, что личность учителя была и остается в центре внимания общества как главного носителя общечеловеческой и профессиональной культуры.

– Внимание социума сегодня приковано не только к профессиональным качествам, но и к моральным, нравственным, к личной жизни. Всякий, кто выбирает эту профессию, должен понимать, что она предъявляет особые требования к личности. Вот эти вопросы, на мой взгляд, обязательно должны найти свое отражение в Кодексе профессиональной этики педработников, – подчеркнула Галина Землякова.

«Нужно бежать со всех ног, чтобы оставаться на месте», – говаривала известная сказочная героиня. В жизни всё куда сложнее. В нашем скоростном мире учитель должен двигаться еще быстрее, чтобы всегда быть нужным и интересным ученикам. Из актуальных примеров – инклюзивное образование. В образовательные учреждения пришли дети с ограниченными возможностями здоровья. Работа с ними всегда требует от педагога любви, терпения, особых знаний и навыков. Зато и вознаграждается щедро – успехами ученика. 

Статья о защите чести и достоинства педагога появляется на законодательном уровне впервые – на этом заострил свое внимание преподаватель БГПК Дмитрий Буланов:

– Закон запрещает оскорбление личности, но по большому счету какого-то нормативного документа, защищающего учителя, не было. Он – персона публичная, отсюда и внимание со стороны. Педагог часто оказывается беззащитным перед необоснованной критикой и агрессией учеников и их родителей. Живя в едином информационном пространстве, мы видим такие публикации, посвященные школьным конфликтам. Плохо, когда общественность, не учитывая сложности нашей профессии, виновниками таких ситуаций априори назначает учителя. Лично для меня очевидна необходимость и данного закона, и статьи, регулирующей эти отношения.

Мнения

Замдиректора Рубцовского педколледжа Галина Беспалова – о недостатках обсуждаемого документа:

– При всех однозначных достоинствах законопроект носит довольно декларативный характер, порой без конкретики. Так, много вопросов к статье 2 «Кодекс профессиональной этики». Есть должностная инструкция, в которой прописаны наши права и обязанности. Но она не может учесть все ситуации, которые могут возникать на практике, во взаимоотношениях с родителями и учениками. Вот эти этические нормы, мы полагаем, должны быть прописаны. Особенно это важно для молодых моих коллег, такой свод правил должен стать для них настольной книгой.

Студентка-старшекурсница Анна Летуева – о клятве педагога: 

– В колледже в нас с первого курса закладывают те качества, которыми должен обладать педагог. Но клятва – это что-то совершенно новое. Возможно, мы с однокурсниками будем первыми, кто произнесет торжественные слова верности профессии, как это делают врачи, например. Слова, которые не оставляют пути назад и налагают на учителя еще большую ответственность за судьбы доверенных ему детей, воспитание и обучение нового поколения россиян.

Методист Каменского педколледжа Елена Лавренова – о поощрениях и поддержке:

– Знак отличия «Почетный педагогический работник Алтайского края» как форма поощрения и общественного одобрения способствует повышению учительского статуса и социальной мотивации его труда. Но хорошо было бы, если бы звание сопровождалось льготами, отличными, например, от тех, которые заслуженные люди получают при вручении Почетной грамоты Алтайского края.

Фоторепортаж