Что такое нейропсихология и зачем нужно развивать свой мозг в любом возрасте

18:21, 26 июня 2023г, Медицина 922


Фото: unsplash.com / Мозг
Фото: unsplash.com / Мозг

Все процессы нашей жизнедеятельности завязаны на мозге. Не только физические, но и психологические. Разобраться в том, что такое нейропсихология и как наш мозг влияет на наше поведение помогла нейропсихолог Виктория Булгакова из нейропсихологического центра «РазУм».

Психология мозга

Нейропсихология – это наука о связи функционирования головного мозга с психическими процессами людей. Иными словами, она изучает как шевеление извилин влияет на наше поведение, умственные способности и эмоции.

Основоположником нейропсихологии считают врача-невролога Александра Лурия. Он выявил связь между структурным и функциональным строением мозга человека и его психикой. Доказал, что развитие мозговых структур, их поражения, отражаются на когнитивных способностях человека. На его памяти, внимании, на волевых качествах, умении саморегулировать своё состояние и тд. В процессе своей работы Лурия стремился выявить пораженные участки головного мозга и определить вследствие какого психического процесса произошел сбой. И на основе функционирования здоровых участков восстановить функции повреждённых.

- Нейропсихология стоит на стыке медицины и психологии. Самое главное отличие психолога от нейропсихолога заключается в том, что последний знает полную структуру мозга, каждую ее функцию и за что она отвечает. Психолог же не имеет отношения к медицине, это «гуманитарный» способ помочь выявить проблему и разобраться с ней лишь со стороны психических процессов, – объясняет Виктория Булгакова.

С кем работает нейропсихолог?

Один из важнейших периодов в развитие мозга – перинатальный. Во время беременности стресс матери, вредные привычки сильно влияют на малыша. Так же проблемы с формированием головного мозга могут возникнуть из-за генетической предрасположенности, инфекционных заболеваний, тяжелых родов, травм при рождении и гипоксии. Нейропсихологи при диагностике учитывают все эти моменты, составляют полный онтогенез, изучают что могло повлиять на появление отклонений от нормы в развитие мозга.

Поэтому чаще всего к нейропсихологам обращаются родители. Для обращения к специалисту есть много разных причин. Во-первых – направление невролога или диагнозы ЗПР (задержка психического развития), ЗРР (задержка речевого развития), СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность), аутизм и другие. Во-вторых – когда родители замечают задержку развития своего ребенка. Например, все дети его возраста уже говорят, а их малыш нет. Или, когда ребенок плохо себя ведет, агрессивен, очень эмоционален, быстро утомляется.

- Часто можно встретить детей с позицией «как я хочу, так и будет и точка!». Это может быть последствием не только воспитания, но и результатом недоразвития лобных долей – объясняет Виктория Булгакова. – При втором варианте такое поведение можно улучшить на коррекционных занятиях. Конечно, нейропсихолог – это не волшебник, мы не можем полностью исправить состояние ребенка, но можем значительно его улучшить.

Во время проведения диагностики специалист изучает возможности ребенка в игровой форме. Детям предлагают запомнить несколько слов и повторить их через время, описать что происходит на разных картинках или сделать разные упражнения на мелкую моторику. После анализа всех показателей и выявления сильных и слабых сторон, нейропсихолог даёт родителям рекомендации и проводит с ребенком коррекционные занятия.

- Самая лучшая помощь ребенку – это комплексный подход. Когда работает невролог, нейропсихолог и семейный психолог. Также очень важны занятия с ребенком дома. Родителям необходимо ответственно подходить к развитию своего чада. Тогда результат будет намного лучше и работа продуктивнее, – рекомендует Виктория.

Мозг ребенка пластичен. В детском возрасте корректирование развития мозговых структур проходит эффективнее. Но со взрослыми нейропсихологи так же работают. В основном это люди после инсульта, черепно-мозговой травмы или нейрохирургической операции. Специалисты определяют нарушения, связанные с поражениями головного мозга и центральной нервной системы, и восстанавливают ослабленные или утраченные функции.

- Существует миф, что нервные клетки не восстанавливаются. Да, стресс и правда негативно влияет на наш организм, но мы от него не глупеем. Нервные клетки — это нейроны. А новые нейронные связи могут создаваться и в 70 лет. Не зря говорят, что лучший способ избежать старческого слабоумия – учить стихи. Это тоже тренировка нашей памяти – нашего мозга – объясняет Виктория Булгакова. – Также полезны упражнения, где задействованы обе руки. Например, рисование геометрических фигур. Сначала одной рукой, потом другой и одновременно двумя. Это помогает создавать новые нейронные связи между левым и правым полушарием, чтобы информация быстрее воспринималась и усваивалась. 

Ирина ДЕМИДОВА

 
Фоторепортаж