В Барнауле открылась Школа молодого правозащитника имени профессора В.В. Невинского

18:35, 23 апреля 2024г, Общество 531


Фото: Сергей Семенов
Фото: Сергей Семенов
Фото: Сергей Семенов
Фото: Сергей Семенов
Фото: Сергей Семенов миниатюра
Фото: Сергей Семенов миниатюра

По инициативе уполномоченного по правам человека в Алтайском крае в АлтГУ открылась Школа молодого правозащитника имени профессора В.В. Невинского.

По стопам учителя

Мероприятие «Точка кипения» прошло на инновационной площадке классического университета. Будущие педагоги и юристы из вузов края обсудили под руководством экспертов проблемы соблюдения прав студентов, педагогов, родителей, представили свои пути их решения.

В качестве организаторов и экспертов были ученики известного правоведа Валерия Невинского, который в начале 2000-х организовал Зимнюю школу прав человека для студентов и аспирантов.

По словам уполномоченного по правам человека в Алтайском крае Антона Васильева, обычно в январе-феврале студенты 4 курса АГУ вместе с экспертами нарабатывали навыки правозащитной деятельности, повышали свои компетенции. У них была возможность пообщаться с профессорами, с юристами Конституционного суда. Школу прошли студенты, которые сейчас стали сенаторами, депутатами Госдумы.

– Для обсуждения мы выбрали довольно важную тему «Право на образование: проблемы реализации». В моей повседневной работе ко мне обращаются педагоги по начислению зарплаты, по вопросам, связанным с увольнением преподавателя. Бывают случаи буллинга в отношении педагога со стороны родителей. Круг вопросов широкий, но преподаватели зависимы от работодателя, и есть сложности в трансляции своего мнения, поэтому чаще всего проблемы педагогов озвучивают профсоюзные организации, – отметил Антон Васильев.

Председатель постоянного комитета АКЗС по образованию и науке Александр Молотов считает, что в последнее время государство в сфере образования в большей степени сосредоточено на проблемах формальных, чем сущностных.

– Мы занимаемся стройками и ремонтами учреждений образования. Это тоже необходимо. Материальный фонд износился. Меняется «начинка» образовательных площадок в институтах и школах. Когда я учился в школе (это было начало 90-х), самым моим большим разочарованием были уроки химии. Я так ждал их, там же лабораторные, интересные опыты. А когда этот предмет начался, нам только теорию давали. Не было оборудования и реагентов. Сейчас начинается другой этап – меняется сущность образования, национальные стандарты. И это требует серьезного обсуждения, – сказал Александр Молотов.

Болонская система

Помимо местных экспертов, были и федеральные. На открытие Школы приехал член Совета федерального учебно-методического объединения в системе высшего образования при Министерстве образования и науки РФ, доцент кафедры конституционного права Санкт-Петербургского государственного университета Алексей Должиков. Он выпускник и бывший преподаватель АлтГУ. 20 лет назад вместе с уполномоченным по правам человека Юрием Вислогузовым и Валерием Невинским создавал Зимнюю школу.

Он рассказал студентам о защите образовательных прав в части юридического образования, поскольку участвовал в разработке единых образовательных стандартов по юрис­пруденции в магистратуре на федеральном уровне.

– В настоящее время проходит эксперимент в 10 вузах по уточнению национальной системы образования. В частности, решается вопрос о том, быть ли магистратуре или нет. По мнению министра образования, магистратура не нужна повсеместно в вузах, поскольку это дополнительное образование по сравнению с бакалавриатом. А на рынке труда бакалавры считаются недостаточно компетентными в своей квалификации. При этом он не отрицает необходимость магистратуры вообще. Я помню, в АлтГУ она была востребована у иностранных студентов. Я на юрфаке занимался международными связями, и студенты успешно участвовали в разных проектах. Были определенные проблемы – студенты не могли зачесть свои достижения, полученные в Германии, здесь, в России. Или когда студенты едут в другую страну, им нужно приложение к диплому. В АлтГУ оно есть. Это элемент Болонской системы, которая говорит об общих правилах в сфере образования. И от этого нам не нужно отказываться, – считает Алексей Должиков.

Будущие юристы

Одна из участниц Школы – студентка 4 курса Барнаульского юридического института МВД России Дарья Маришина мечтает стать участковым – с этой должности когда-то начинал ее отец. Для нее проблемы образования с юридической точки зрения тоже важны, поскольку по роду деятельности ей придется работать в том числе с детьми и родителями.

– Я уже четыре года исследую тему защиты прав ребенка и родителей. Пуб­ликую научные работы. Они потом вырастают в методические рекомендации по обучению студентов или родителей. Взрослым сейчас требуется консультация специалистов, например чтобы узнать, как зашифровать данные ребенка, чтобы не было хакерских атак на его страничку в соцсети. Сейчас персональные данные обязательны даже для образовательных площадок. Это мероприятие ценно для меня общением с экспертами, которые могут дать другой взгляд на проблему. У нас, в основном, общение с людьми происходит по определенному шаблону. А здесь совсем другой подход, – сказала Дарья Маришина.

Слушатель 5 курса БЮИ, младший лейтенант полиции Владимир Толкачёв заинтересован в мероприятии, потому что на площадке будут затрагиваться темы, связанные с поправками, которые внесены в Конституцию РФ, а также закон о праве на образование, как оно применительно к студентам, школьникам, педагогам. Например, ему интересна проблема получения образования после основного, а также правовое информирование подростков и молодежи.

В общем, каждый из участников проекта идет к своей цели, а все вместе стараются повысить общий уровень юридической образованности в обществе.

Цифра

10 вузов стали площадкой для эксперимента по уточнению национальной системы образования

Фоторепортаж