«Если соблюдать технологию, то дорога будет стоять»: начальник «Алтайавтодора»

14:00, 01 апреля 2016г, Общество 1418


1
1

Еще несколько дней – и весна окончательно вступит в свои права: солнце и ветер высушат асфальт, а рабочие ДРСУ займутся ремонтом автотрасс. Как подготовились к сезону алтайские дорожники, мы расспросили Василия Мотуза, начальника КГКУ «Алтайавтодор».

Текущие задачи

– Пока всё идет по графику. Дорожники готовы к ремонтам, и задачу, которую поставил перед нами губернатор, выполним вовремя и качественно.

Подготовка к зиме началась еще осенью: заливали швы, проводили ямочный ремонт на асфальтобетонных покрытиях, щебеночные грейдировали, устанавливали снегозащитные щиты, зимой нарезали снегозащитные валы, для того чтобы на дорогу попадало меньше снега и воды.

Нынешняя зима выдалась достаточно мягкой, снегу выпало меньше. Но декабрь нам преподнес сюрприз – шли дожди, вода смешалась со снегом и превратилась в лед. На сегодня он почти растаял и принес неудобства водителям и разрушения полотну. Как мы знаем, вода при замерзании расширяется и любая маленькая дырочка превращается в большую.

Для сохранения дорожного покрытия был издан приказ о запрете с 1 апреля по 1 мая движения автомобилей с нагрузкой на ось свыше 6 тонн. Для сохранения дорог в межсезонье устанавливаем ограничивающие знаки, исполнение которых контролируют экипажи ГИБДД. Нарушителей штрафуют.

Это не наша прихоть. С наступлением весны температура воздуха увеличивается, асфальт нагревается, а щебеночное основание еще замерзшее. Между ними появляется водяная прослойка, под которой под нагрузкой от колес асфальтобетон теряет несущую способность и дорога разрушается. Большинство межпоселковых дорог построено сорок  лет назад и не учитывает нынешней интенсивности движения и веса грузовиков. Эти дороги еще послужат, если за ними следить в распутицу. А нерадивые водители просто перепахивают их колесами, не понимая, как сложно и дорого потом будет восстановить покрытие.

– В декабре вы предполагали, что в связи с введением системы «Платон» большегрузные машины с федеральных трасс переключатся на краевые. Оправдались опасения?

– Пока затишье. Но мы не сидим сложа руки. В «Алтайавтодоре» имеется четыре передвижных пункта весового контроля, которые курсируют по дорогам, отслеживая перевозки тяжеловесными и негабаритными транспортными средствами. Если раньше за год поступления в бюджет края составили около 20 млн руб. за ущерб, принесенный автомобильным дорогам, то сейчас меньше. Было время, когда грузовики с карьеров возили по 40 – 50 тонн, а сейчас возят по 26 – 30 тонн, и это радует. Потому что наша задача не заработать на водителях, а сохранить дороги.

– К какому сроку планируете завершить ямочный ремонт?

– На основных магистралях постараемся закончить до 9 мая, на второстепенных – до 1 июня.

Средства на это в бюджете дорожного фонда предусмотрены.

– Какие прогнозы по паводку?

– Первая волна, та, что проходит в апреле, ожидается слабой, вторая может быть серьезной. Синоптики говорят, что в горах скопилось много снега. Если будет резкое потепление,  а почва еще замерзшая, то вода пойдет по ложбинам, подмывая дороги. Но пока погода очень хорошая: днем подтаивает, ночью вымерзает. Надеемся, что снег тихо сойдет и мы начнем ремонтировать и строить дороги. Уже прошли основные торги по ремонтам, на 60% заготовлены материалы. Старались завезти их зимой, пока автомагистрали не растаяли. А в апреле подвоз щебня будет только по железной дороге.

В настоящее время завезли 2500 кубов каменных материалов для противопаводковых мероприятий, очистили оголовки водопропускных труб от снега, опилили или зачернили лед вокруг опор мостов.

В нашем ведении 851 мост. Представляете, какой объем работ?! В этом году планируем отремонтировать шесть мостов, в том числе путепровод в сторону барнаульской улицы Кутузова, расширив его до четырех полос. Возможно, после паводка фронт работ увеличится.

– В прошлом году прошла масштабная реорганизация системы дорожно-строительных управлений края. 60 районных ДРСУ были слиты в шесть. Что дала эта реформа?

– Объединение позволило легко маневрировать техникой и людьми, оперативно перебрасывать их на самые ответственные участки. В каждом из шести объединенных ДРСУ по определенному направлению работ сформирована бригада. Опыт паводков 2014 – 2015 годов показал, что на восстановление транспортного движения у нас уходило не более двух дней.

От чего зависит качество

– Василий Орестович, часто приходится слышать нарекания по поводу качества наших дорог. От чего оно зависит?

– От контроля выполненных работ заказчиком в лице «Алтайавтодора», от отношения руководителя подрядной организации к поставленной задаче. Он должен жестко спрашивать со своих подчиненных за брак и халатность.

– Как выбирают подрядчиков?

– Их определяют на тендере в соответствии с ФЗ-44. Но мое отношение к тендерам скептическое, потому что в них участвуют как добросовестные строители, так и шарлатаны, которые занижают цену, а сделать качественно не могут. Ведь снижение более 10% стоимости контракта, когда проведена государственная экспертиза, – это себе в убыток или заведомо некачественное выполнение работы. Я бы вернул прежнюю практику, когда работу выполняли специализированные высокопрофессиональные ДРСУ под контролем заказчика.

– Но вы же можете заложить в договоре подряда гарантийный срок эксплуатации дороги?

– Обязательно закладываем. На асфальтобетон – четыре года, на земляное полотно – восемь, на трубы – десять. И в случае разрушения подрядчики ремонтируют за свой счет. Но если фирма неблагонадежная, то через год она выведет активы и обанкротится. И кто будет выполнять гарантийные обязательства? Поэтому мы стараемся привлекать в подрядчики местные, принадлежащие государству ДРСУ. Мы их знаем и можем заставить работать как надо.

В строительстве автотрассы важно всё: как приготовили асфальтобетонную смесь на заводе, при какой температуре ее уложили на дорогу, как укатали. В общем, если строго соблюдать технологию, то дорога будет стоять.

Мы, как заказчики, тщательно проверяем качество работ на каждом этапе, испытывая и материалы, и образцы дороги в нашей лаборатории на прочность, водостойкость и прочие характеристики.

Во время ямочного ремонта проверяем качество асфальтобетона и обработки стенок выбоины. К сожалению, бывают случаи, когда рабочие халатно относятся к своим обязанностям: закидали ямку смесью, прибили ее лопатой – и всё. Или привезли машину асфальта – и вдруг пошел сильный дождь. Чтобы не везти его обратно на завод, укладывают на дорогу. Такой асфальт долго не простоит. Приходится его снимать и укладывать новый.

– Есть же технология холодного ресайклинга?

– В прошлом году за счет дорожного фонда приобрели такую машину, которая перемалывает старый асфальтобетон, добавляет в него цемент или битум и укладывает смесь на дорогу. Эта технология позволяет сэкономить 30 – 40% по сравнению с капитальным ремонтом дороги.

– Почему при сопоставимых затратах на строительство, к примеру, финские дороги лучше наших?

– Там к эксплуатации немного другой подход. За рубежом при строительстве дороги используется такое понятие, как «контракт жизненного цикла». Когда подрядчик после строительства дороги должен еще лет двадцать отвечать за текущий и капитальный ремонты, а также за содержание дорожного полотна. Тогда качество работ заметно повышается.

Надо учитывать и то, что сохранность дороги во многом зависит от температуры окружающего воздуха и основания. Возьмем федеральную трассу «Чуйский тракт». Под ней бетонное основание, а сверху – два-три слоя асфальта. Каждые четыре года наши федеральные коллеги делают ремонт, поэтому дорога находится в отличном состоянии. И в Финляндии так же.

А мы трассу Алтай – Кузбасс построили в 2000 году и за это время ничего не делали, кроме шероховатой поверхностной обработки. Теперь дорога пошла трещинами. А если бы мы через четыре года залили трещины, то она бы стояла и сегодня.

– Заметил, если дорогу делают так, что с нее стекает вода, то она долгие годы прекрасно служит.

– Согласен. Когда дорога сухая, она стоит. Поэтому дороги строят с поперечным уклоном 20 – 40 промилле. Наши дороги сохраняются лучше, чем те, что внутри населенных пунктов, потому что стараемся убрать с них снег, в том числе и с обочин. По большим – обязательно, по мелким – не всегда успеваем. Если бы у нас было достаточно средств, то можно было бы хоть через день  дороги грей­дировать. Кстати, хорошо грейдированное и укатанное щебеночное полотно служит не хуже, чем асфальтобетонное.

Справка
на 2016 год на содержание автодорог и мостов будет потрачено 2,21 млрд руб.; на ремонт – 2,24 млрд руб.; на строительство и реконструкцию – 728 млн руб.; на ремонт муниципальных автодорог выделено 432 млн руб.; общие затраты составят 7,28 млрд руб.

Фоторепортаж