Где запрещается курить?

12:58, 02 мая 2017г, Общество 1387


1
1

Фото Андрей КАСПРИШИН

Депутаты краевого парламента единогласно проголосовали за принятие закона, касающегося ограничения мест для табакокурения. Это значит, что в Алтайском крае для курильщиков наступили тяжелые времена. Теперь им нельзя даже нервно курить в сторонке, к примеру, у магазина. Нужно отойти от него на расстояние не менее десяти метров. Иначе штраф от пятисот до полутора тысяч рублей и порицание окружающих.

Инструмент принуждения

В минувший четверг, 27 апреля, состоялась восьмая сессия АКЗС, на которой было рассмотрено 26 вопросов. Широко обсуждаемый закон «О регулировании отдельных отношений в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территории Алтайского края» был принят в окончательной редакции. Он проработан так, что у парламентариев даже не возникло вопросов к докладчику – председателю комитета по здравоохранению и науке АКЗС Александру Лазареву.

По новому закону дымить запрещается практически повсеместно: на территориях парков, скверов и набережных (за исключением специально отведенных мест), а также на остановках общественного транспорта. Нельзя курить в подземных и надземных пешеходных переходах, в местах проведения публичных мероприятий (культурно-зрелищных, театрально-концертных, спортивных, общественно-политических) на открытом воздухе, обозначенных организаторами как место проведения таких мероприятий, во время их проведения.

Запрещается курение на летних верандах кафе, ресторанов и других предприятий общественного питания,  за исключением специально отведенных мест. А также у входа (на крыльце) в помещения, предназначенные для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, и на расстоянии менее десяти метров от них. Выражаясь языком военным, курильщики попали в окружение: отойдешь от одного общественного места – попадешь в зону действия другого. Так и курить не захочется, чего парламентарии, собственно, и добиваются.

– Это не ужесточение мер против курильщиков, а усиление защиты людей от этой пагубной привычки, – так обозначил проблему Александр Лазарев. – Те, кто не курит, категорически настаивают на принятии закона, а курильщики в свою очередь молчат или препятствуют. Для последних нужен был некоторый инструмент принуждения. Иначе никак: ты можешь травить себя, но не имеешь права вредить здоровью окружающих.

Аналогичные антитабачные законы уже приняты в 17 регионах страны. Депутаты АКЗС также поддержали законопроект, но акцентировали внимание на том, что ограничения не должны ущемлять права курильщиков. «Муниципальным органам необходимо создать места для курения, – сказал депутат от фракции ЛДПР Иван Дубинин. – Наличие таких мест позволит внедрить систему штрафов, а пока данный закон дает право оштрафовать каждого курильщика».

Председатель АКЗС, секретарь регионального отделения «Единой России» Александр Романенко подчеркнул, что с принятием закона должны последовать определенные действия на разных уровнях власти.

– Если мы запрещаем курение в каком-либо месте, то должны предоставить людям альтернативу – специально отведенное для этого место, – подчеркнул спикер краевого парламента. – Но при этом наше общество стремится к более правильному, здоровому образу жизни. Главная наша задача состоит не только в борьбе с курением, но и в ограждении некурящей части общества от вреда и неудобств, которые причиняются во время курения в общественных местах. Следующим шагом после принятия закона будет наработка правоприменительной практики. И я не сомневаюсь, что на уровне правительства, на уровне исполнительных органов власти будет принят ряд подзаконных актов, касающихся хозяйствующих субъектов.

Дополнительные полномочия

В окончательной редакции депутаты приняли другой не менее важный закон, касающийся повышения статуса контрольно-счетных органов муниципальных образований и лиц, замещающих должности в указанных органах. По федеральному законодательству краевой парламент не имеет возможности напрямую повлиять на увеличение контрольно-счетных органов в муниципалитетах. В результате депутаты краевым законом предлагают закрепить нормы, регламентирующие статус должностных лиц, полномочия контрольно-счетного органа в сфере внешнего муниципального финансового контроля, сроки представления информаци по запросам контрольно-счетных органов.

– Законопроект был доработан ко второму чтению с учетом предложений прокуратуры края и органов местного самоуправления, – пояснил председатель комитета по бюджету и налогам АКЗС Владимир Устинов. – В статье 2 законопроекта предусмотрены дополнительные полномочия контрольно-счетных органов муниципальных образований по осуществлению экспертизы проектов планов и программ развития муниципального образования (изменений в них) и подготовке предложений и рекомендаций, направленных на предупреждение недостатков и нарушений в сфере бюджетного процесса и порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом.

Также изменен срок представления пояснений и замечаний руководителями проверяемых органов и организаций к актам, составленным контрольно-счетными органами при проведении контрольных мероприятий с десяти дней до пяти по аналогии со сроками, установленными краевым законом «О Счетной палате Алтайского края».

Руководитель фракции «Справедливая Россия» в АКЗС Александр Молотов отметил, что принципиальная позиция фракции «Справедливая Россия» заключается в необходимости создания контрольно-счетных органов во всех муниципальных районах и городах края. Большая часть обнаруженных Счетной палатой Алтайского края финансовых нарушений именно на том уровне – речь идет о 836 млн рублей только за 2016 год. При этом внешний муниципальный финансовый контроль осуществляется лишь в десяти муниципалитетах из более чем 60 в крае.

Лидер «справедливороссов» попросил коллег поддержать законопроект и выразил надежду, что это лишь первый шаг на пути создания эффективной и действенной системы муниципального внешнего финансового контроля в виде создания счетных палат во всех районах и городах края.

Совместное решение

Во втором чтении депутаты также приняли закон о приватизации госимущества края. Напомним, парламентарии рассматривали этот законопроект на мартовской сессии и он вызвал много вопросов. Предложенные изменения значительно ограничивали контрольные функции АКЗС.

– Рабочей группой в течение месяца в проект закона внесен ряд изменений, которые усилили контрольные функции представительного органа, – сообщила министр имущественных отношений Алтайского края Людмила Сорокина. – Прогнозный план приватизации будет направляться не только в региональное правительство, но и в краевой парламент. АКЗС в течение 15 дней рассматривает его проект и направляет в Правительство Алтайского края замечания и предложения. Кроме того, депутатам будет предоставляться информация об изменениях, вносимых в прогнозный план приватизации в течение года.

Кроме того, поправки дополняют закон статьей, предусматривающей отчет правительства края перед АКЗС о приватизации госимущества. Отчет должен представляться ежегодно не позднее 1 мая и утверждаться на сессии Заксобрания.

– Когда мы работали над законом, были разные мнения, – отметил Александр Романенко. – Ко второму чтению была создана рабочая группа, которая сформировала совместное решение. На мой взгляд, это позволило снять многие вопросы и недопонимания. То есть, с одной стороны, на сто процентов соблюдены, а в какой-то степени даже увеличены формы парламентского контроля за расходованием средств и вообще за использованием государственной собственности. С другой стороны, мы даем Правительству Алтайского края больше возможностей для мобильных и оперативных решений в части использования государственного имущества.

Фоторепортаж