Директор алтайского пивоваренного завода рассказал, как новый налог скажется на цене продукции

08:15, 22 мая 2023г, Экономика 4401


Фото автора
Фото автора
Директор алтайского пивоваренного завода рассказал, как новый налог скажется на цене продукции Фото №2
Директор алтайского пивоваренного завода рассказал, как новый налог скажется на цене продукции Фото №3
Директор алтайского пивоваренного завода рассказал, как новый налог скажется на цене продукции Фото №4
Фото автора миниатюра
Директор алтайского пивоваренного завода рассказал, как новый налог скажется на цене продукции Миниатюра №5
Директор алтайского пивоваренного завода рассказал, как новый налог скажется на цене продукции Миниатюра №5
Директор алтайского пивоваренного завода рассказал, как новый налог скажется на цене продукции Миниатюра №5

1 июля в стране вводится акциз на напитки с добавлением сахара. Генеральный директор Волчихинского пивоваренного завода Андрей Скачков рассказал, как новый налог скажется на цене продукции, насколько сильно ударит по предприятию и какие еще факторы заставляют говорить, что сегодня завод борется за выживание.

Один из лидеров отрасли

Мощности Волчихинского пивзавода позволяют выпускать до 11 тысяч бутылок продукции в час. Работает предприятие круглосуточно и за год разливает более 42 миллионов литров воды, пива и своего основного напитка на рынке – лимонада. Поставки ведутся в Алтайский край, соседние регионы, а также Екатеринбург, Москву и Казахстан.

– Пытались выйти на Объединённые Арабские Эмираты, – рассказывает Андрей Скачков. – К нам даже прилетал представитель. Мы должны были встретиться на их территории и решить все вопросы на месте. Но после начала спецоперации от этой идеи пришлось отказаться.

Последний год градообразующее предприятие, по словам его гендиректора, находится на грани выживания. Главным достижением он называет то, что завод все еще не стал банкротом и продолжает держаться на плаву. И причин для такого пессимизма немало.

Оборудование

Сегодня почти все производители напитков в крае работают на импортном оборудовании. Волчихинский пивоваренный завод не исключение. Но некоторые линии на предприятии совсем не новые и требуют ремонта.

– Мы обновляем аппараты, но не потому, что хотим увеличить производительность или ассортимент. Это вынужденная мера. Старые линии изнашиваются, и если не уделять им внимания, то производство может встать. А теперь еще столкнулись с дефицитом запчастей, – констатирует гендиректор.

Раньше, если что-то ломалось, то за определенные деньги предприятие могло устранить проблему за неделю. А сейчас необходимые запчасти не удается достать даже за полгода.

Пока серьезных форс-мажоров не было, линию не приходилось экстренно останавливать. Но уже тратили немалые средства, чтобы сформировать на заводе хотя бы минимальные запасы комплектующих. Причем запасаться приходится неоригинальными запасными частями, втридорога вытачивать их на других предприятиях или брать аналоги из Китая. Авось подойдет. Но очевидно, что все необходимое купить заранее невозможно, потому что нельзя точно знать, что придется срочно менять завтра.

Нелогичное законодательство

Что касается подакцизного товара, то заводу приходится конкурировать с продукцией, которая не проходит налогообложение. И на это, по мнению Скачкова, многие закрывают глаза:

– Зайдите в любой сельский магазин. Вы увидите пиво, которое продается по 50 рублей, при этом, если сложить акциз и НДС, выходит около 27 рублей за литр. Путем несложных вычислений можно прийти к выводу, что производитель готовит откровенно некачественную продукцию или доплачивает магазину за молчаливое размещение. Кто-то думает, что за 13 рублей можно компенсировать и наценку магазина, и сырье, и зарплату работников, и доставку? Нам приходится балансировать на грани рентабельности.

Также гендиректор завода указал, что маленькие частные пивоварни освобождены от системы контроля в ЕГАИС (Единая госсистема учёта объёма производства и оборота этилового спирта) и не подлежат должному контролю.

– Если провести параллель, то человеку на «мерседесе» нельзя пересекать двойную сплошную, а на «жигулях» можно? Это же нелогично! Контролирующим органам нужно присмотреться к такой ситуации, – считает Андрей Скачков.

Новые расходы

С 1 июля вводится новый акциз на напитки с добавлением сахара – лимонады. Теперь с каждого литра заводу придется уплатить государству 7 рублей. Почему налог распространяется только на напитки?

– Мы просто не видим логики в действиях государства! – недоумевает Скачков. – Получается, что за шоколад, в котором содержится еще больше сахара, или за торт, за варенье или леденец платить акциз не надо. А вот за напиток – будь добр. Разве нельзя было ввести общий налог на сахар и разделить его между всеми продуктами, чтобы и за шоколад платили один рубль, и за лимонад один рубль? Приток в казну был бы равноценным. В чем смысл? И будет ли кто-то отчитываться, куда были направлены средства с этого акциза?

Скачков рассчитал, что после введения акциза 7 рублей их полуторалитровые бутылки на прилавке станут стоить на 20 рублей дороже. Это с учетом наценки ретейла и НДС.

– Получается, что литр сока будет стоить столько же, сколько литр лимонада. Потому что там концентрация сахара меньше. И что выберет покупатель? А нам что делать? – задает риторический вопрос собеседник.

Плюс маркировка

Бизнесмен отметил, что все еще не понял смысла проекта с маркировкой. Теперь ему приходится платить по 60 копеек с каждой бутылки воды, чтобы кто-то где-то увидел, какой путь эта вода прошла. Плюс порядка 7 миллионов завод потратил на приобретение оборудования, которое не принесет никакой прибыли…

– В итоге, когда ко мне придет работник и попросит поднять ему зарплату, я смогу лишь показать на новенький аппарат для маркировки, – возмущается Андрей Скачков. – Я понимаю, что кто-то наверху очень хочет денег. Но нужно ко всему подходить обдуманно и планомерно, чтобы не навредить бизнесу. Я не ругаю правительство, а просто не понимаю, почему не выстроен диалог с производителями. Мы хотим, чтобы нам разъясняли политику, а не ставили перед фактом и обкладывали новыми статьями расходов.

Какой помощи ждут

В первую очередь производители ждут от государства регулировки правил сетевых магазинов. Этот сегмент рынка растет и постепенно вытесняет неорганизованную розницу, поэтому он может диктовать свои условия. В погоне за низкой ценой супермаркеты не забывают о своей наценке, которая варьируется от 40 до 80%. А у производителей норма прибыли ограничивается возможностью сводить концы с концами.

Также производители ждут льготных налоговых и кредитных условий.

– Пора расширить границы поддержки малого и среднего бизнеса (МСБ) или хотя бы обеспечить индивидуальный подход к предприятиям «чуть выше среднего», – считает гендиректор. – Одно из условий статуса МСБ – количество работающих человек. Их должно быть не больше 250. На нашем заводе их 300, поэтому льготы не предусматриваются. В итоге государство негласно предлагает или дробить предприятие, или сокращать штат, а только потом претендовать на поддержку. Но это же неправильно…

Фоторепортаж