Художества? Железно!

11:00, 13 марта 2015г, Общество 1337


1
1

Фото Сергей БАШЛЫЧЕВ

В сформированный книгами и фильмами образ кузнеца алейчанин Виталий Белоносов не вписывается ни по каким параметрам. Свитер и джинсы вместо огнеупорного фартука, стильная стрижка вместо непокорной цыганской шевелюры, в руках не молот, а компьютерная мышь.

Сухопутные корабелы

Мастерская как мастерская. Молотки разных размеров, много металла и горн, который оживает по воле мастера. Но это уже последняя цепочка процесса художественной ковки. Первая – замысел, эскиз. Он перерисовывается много раз, пока не получится задуманное. Металл любит конкретику и точность. Так появилась в Алейске «Скамья примирения», на которой местные влюбленные выясняют отношения. И ворота невероятной красоты, которые Белоносов сделал по заказу известного алтайского предпринимателя Эмиля Ишмухамедова для ипподрома в Мамонтовском районе. По размерам и сложности работы (5 метров в длину, столько же в высоту, множество декоративных деталей) знатоки сравнивают их с главными воротами Зимнего дворца в Питере (те немного повыше). Алейские кузнецы колдовали над своим творением почти пять месяцев, потратив около двух тонн металла. А пока мастера работали над чудо-кораблем, причалившим в гавани туркомплекса «Алтай Резорт», что в Горном Алтае, успели кораблестроителями стать. Беседку в виде шхуны Виталий и его коллеги сделали по заказу «Интуриста». Работа сложная, комбинированная, дерево с металлом. Плюс корабль должен был еще и держаться на плаву пришвартованным к причалу искусственного водоема.

– Конструкцию мы собрали на земле, просчитав, как нам тогда казалось, все. Но когда краном стали спускать ее на воду, кораблик наш пошел ко дну. Пришлось переделывать каркас, придумывать дополнительные трубы с наполнителем – пенопластом. Это был самый сложный наш заказ, – рассказывает Виталий Белоносов.

По-спортивному

В нелегкое свое ремесло Виталий пришел из спорта. До того момента успел окончить педагогический, дорасти до звания кандидата в мастера спорта по лыжным гонкам, потренировать ребятишек. Гены отца-художника, которого, увы, уже нет в живых, взыграли гораздо позже, после женитьбы. 16 лет назад спортсмен переехал в Алейск, родной город жены Натальи, и здесь понял, чем хочет заниматься. Правда, не было у него тогда ни навыков, ни наставников.

– Я и сам не знаю, чего в этом решении было больше – авантюризма или расчета? С одной стороны, в этой нише предпринимательства мало кто работал в то время, с другой – как будто специально судьба свела меня с Сергеем Королевым, художником по металлу. Эта встреча решила все, я многому научился у этого мастера. Как-то все очень органично сплелось. Воспоминания из детства – запах отцовской художественной мастерской. И спорт, который приучил ставить цели и добиваться своего. Металл – это мужской материал, а в бизнесе не выжить без спортивного азарта. Иногда, если что-то не получается, хочется все бросить и уйти. Но переспишь с проблемой, а наутро берешься за дело снова и – ура, победа! Тогда понимаешь, что занимаешься тем, чем и должен заниматься.

Так перековался сам Виталий Белоносов. Его компания сотрудничает с «Интуристом», выполняет заказы даже для Барнаула, хотя в краевой столице и своих мастеров ручной ковки хватает. При этом на рекламу денег не тратят вообще. «А зачем, если Алейск – большая деревня и по всему краю исправно работает сарафанное радио?» – улыбается Виталий Александрович. У такого бизнеса лишь один недостаток. Его не поставить на поток, даже если заказов очень много. Художественная ковка все-таки больше искусство, чем производство.

 – Есть, конечно, разница в исходных материалах, – поясняет мастер Белоносов. –  Изделия из хлыстовых заготовок подешевле, ковка фактурного металла, из которого сделана, например, вот эта лоза, всегда дорога из-за множества мелких деталей и сложностей обработки. Межэтажные перила лестницы мастер делает полгода вручную. Цена таких изделий на рынке достигает 60 тысяч рублей за квадратный метр. Как и весь хенд-мейд, такая работа по металлу в принципе не может быть дешевой.

Для сына

Алейские кузнецы уже выигрывали губернаторский грант на поддержку предпринимательства,  деньги помогли возместить часть производственных затрат. Но есть и то, о чем Белоносов говорить не любит. Нынешние времена не лучшие для художественной ковки, хотя свои надежды мастера и связывают с началом строительного сезона. Большая часть заказов на кованые детали интерьера, все эти милые беседки, скамейки и фонарики, поступает от малых предприятий, в основном торговли и общепита. Но многие из них закрываются – их теснят крупные торговые сети, которые активно идут в глубинку. Большой торговле такие художества не нужны.

Но все же Виталий Белоносов надеется, что «Зодчий» перерастет в семейное дело, ведь многие заказы уже выполнены по эскизам его сына, подростка-восьмиклассника, воспитанника художественной школы. Делать такие наброски – удовольствие для Антона. Его отец гордо демонстрирует нам новые идеи юного дарования, на этот раз – для оформления пилонов мемориала Славы в Алейске. 

– Сына неволить не буду, пусть он сам свою судьбу решает, – говорит Виталий Александрович. – В принципе, ему нравится бывать в мастерской, помогать нам. Да и начинал-то я этот проект с тем расчетом, что будет кому наше дело продолжить.

Фоторепортаж