Художественный музей Алтайского края отметил 60-летие

14:01, 13 декабря 2018г, Культура 1187


1
1

Фото Олег БОГДАНОВ

11 декабря открылась большая выставка новых поступлений и прошла научно-практическая конференция искусствоведов. А 12-го состоялось торжество, на котором сотрудники ГХМАК получали поздравления от коллег из Сибири и России и заслуженные награды.

Остановить бег времени

Для публики же главным событием стала большая по меркам временного здания музея выставка «Дар бесценный». Все 163 произведения живописи, графики, скульптуры и декоративного искусства, представленные в экспозиции, были подарены музею авторами, их родственниками и коллекционерами в последние десять лет. В музее говорят, из более тысячи работ, пополнивших фонды за эту декаду, безвозмездные дары составляют весомую часть. В этот раз решено было показать работы только тех дарителей, которые не проживают на Алтае. Многие из них – действительные члены Российской академии художеств, народные и заслуженные художники России.

– Мы готовились к этому юбилею, волновались, – призналась на вернисаже директор музея Инна Галкина. – Конечно, надеялись отметить 60-летие в новом здании, чтобы иметь возможность показать не только российских художников, академиков, но и наших авторов. Им будет посвящен уже следующий большой проект.

Приветствуя сотрудников музея и гостей выставки, министр культуры края Елена Безрукова сказала:

– Юбилеи нужны, чтобы остановить бег времени и осмыслить, чего мы добились. Мы прекрасно знаем, что в музее очень много работ. Выставки позволяют увидеть их в одном пространстве и задуматься об уникальности коллекции. А эта выставка еще и показывает, какие замечательные у музея друзья, какие большие художники передавали свои работы безвозмездно.

Кроме того, Елена Безрукова сообщила, что в декабре наконец-то продолжится строительство основного здания музея на площади Октября. «Несмотря на то, что оно уже стало легендой, суть учреждения заключается не столько в стенах, сколько в содержании его работы, в людях, которые здесь трудятся, и осуществленных проектах».

Она отметила, что многие сотрудники музея являются настоящими лидерами, авторами и кураторами, способными самостоятельно сформировать проект и рассказать о нем. И пообещала, что власти будут поддерживать ГХМАК. В последние годы с 800 тысяч до 5 миллионов рублей увеличился объем средств на приобретение произведений и большая часть идет на комплектование Художественного музея. Выделяются значительные средства и на реставрацию работ, приобретение рам и разработку сувенирной продукции.

Свидетельство авторитета

– Я ходил по выставке и читал на этикетках: академик, еще один академик. С Российской академией художеств наконец-то налажен тесный контакт. И то, что появились такие подарки, – свидетельство авторитета музея, – сказал на открытии Михаил Шишин – профессор, действительный член Российской академии художеств.

Этот контакт с академией и его большая заслуга, говорят сотрудники музея. Но главное, даже не работая больше в ГХМАК, Михаил Юрьевич продолжает из любых командировок привозить для его собрания работы ведущих современных авторов.

Именно он доставил в Барнаул из Суздаля 300 хрупких пастелей Петра Дика, которые передала музею вдова выдающегося мастера. Такова была последняя воля уроженца Благовещенского района, чьи произведения сегодня находятся в собраниях Третьяковской галереи и Русского музея. Наш музей их уже показывал, но к юбилею пастели смогли оформить в хорошие паспарту и дорогущие антибликовые стекла и, надо признать, сейчас эти работы смотрятся совершенно иначе.

– Все эти произведения поистине бесценный дар, и мы благодарны нашим дарителям, – говорит куратор выставки, замдиректора ГХМАК по науке Наталья Царева. – Отбирать их было очень сложно, все достойные. Но у меня, как куратора, были свои «долги». Например, в 2008 году московская художница-монументалист Элеонора Жарёнова передала нам 40 работ и, чтобы доставить их в Барнаул, нужно было снять холсты с подрамников. Но как это выставить? Надо заказывать новые подрамники, рамы – это дорогое удовольствие. А художнику важно знать, что его работы не просто встали на полочку в запаснике, что люди их видят. Тем более Жарёнова – один из ведущих монументалистов, ученица Дейнеки, автор росписей Московского метро. В свое время она была в числе художников-«шестидесятников», обратившихся к наследию древнерусского искусства…

Вся жизнь в музее

Подобные истории связаны со многими работами, попавшими в экспозицию. Здесь представлены и произведения наших земляков, которые живут и работают в других городах: действительного члена Академии художеств живописца Виктора Калинина, керамиста Владимира Гориславцева из Санкт-Петербурга, члена-корреспондента Академии художеств Вадима Иванкина из Новосибирска.

Кое-что осталось в музее после персональных выставок, например, работы популярного омского художника Дамира Муратова или корифея из Новокузнецка Александра Суслова. А некоторые вещи художники попросту присылали почтовой посылкой – как москвичка Людмила Воронова, чья работа Carambola стала заглавной и воспроизведена на афише и обложке каталога.

Не все произведения переданы музею авторами или их наследниками. Удивительный портрет 1972 года работы известного графика и дизайнера Николая Головкина из Ростова-на-Дону подарила модель и сотрудница ГХМАК Нина Гончарик:

– Головкин прожил в Барнауле всего два-три года. В музее тогда была ставка художника-реставратора, но ему это было немного скучно. Зато он написал портреты, кажется, всех девушек-сотрудниц, в том числе и мой. Это был солнечный день, я позировала в реставраторской. В этой работе есть ощущение движения. Портрет долго висел у меня дома, а потом я решила: все равно вся жизнь в музее пусть и он здесь остается!

На вопрос, что позволяет ГХМАК получать такие роскошные подарки, Наталья Царёва отвечает:

– На мой взгляд, главное – выставочная деятельность. Работы не должны стоять на стеллажах годами, их нужно показывать и презентовать в виде изданий. И я очень рада, что нам удалось издать каталог выставки – впервые, наверное, за 40 лет. Хочется, чтобы каждая выставка сопровождалась каталогом, потому что это документ, который можно будет пролистать и через десять, и через пятьдесят, и через сто лет.

Выставка «Дар бесценный» будет работать до 13 января.

Фоторепортаж