Их оставалось только трое…

08:51, 18 июля 2014г, Общество 2161


Их оставалось только трое… Фото №1

Столетие без малого миновало со дня начала войны, которую раньше называли просто – Великой. И всего полгода назад со страниц «Алтайки» я обратилась к читателям с призывом вспомнить наших землячек – героинь Первой мировой. В материале «Сёстры душ усталых» были приведены данные обнаруженных в краевом архиве cписков сестер милосердия военного времени, 1916 и 1917 годов. Увы, никто на мой призыв не откликнулся. Оно и понятно: факт службы в царской армии в прежние времена вряд ли кем-то афишировался…

Но я поиска не прекращала, потому что в упомянутых списках не нашла имени Веры Будкевич. В том же, что дочь основательницы барнаульской гимназии была сестрой милосердия Первой мировой, сомнений не имелось: этот факт подтверждала, в частности, запись в формулярном списке М.Ф. Будкевич. В нем зафиксировано: в 1916-м Вера – «сестра милосердия на фронтах».

Мне посчастливилось: в Списке сестер милосердия Российского общества Красного Креста (РОКК), вышедшем в 1915-м в Петрограде, я нашла-таки Веру – она была одной из пяти сестер барнаульской общины. Полагаю, что эти девушки стали первыми нашими землячками, отправившимися на фронт. Зачислили их на службу лишь в ноябре 1914-го – оно и понятно: ведь перед этим они должны были обязательно пройти обучение на курсах. (Кстати сказать, сестринскому делу обучались и представительницы Алтайского землячества – студентки Высших женских курсов в других городах страны: они не отправлялись на фронт, но помогали раненым в лазаретах.)

Так кто же входил в состав первой пятерки барнаульской общины РОКК, ушедшей на Первую мировую? Вот имена этих девушек: Будкевич Вера Эдуардовна, Генерозова Мария Михайловна, Гуляева Анна Николаевна, Маркина Юлиания Сергеевна, Шпилева Пелагея Федоровна.

Первоначальное назначение все девушки получили в Варшаву. Скажу сразу, о последних двух мне не удалось обнаружить никаких сведений. Что стало после войны с Анной Гуляевой и Верой Будкевич, тоже неизвестно.

Вера была младшей дочерью Марии Флегонтовны и Эдуарда Юлиановича Будкевич: она родилась в ноябре 1893-го. Получается, что на войну девушка пошла, когда ей исполнился 21 год. Это все, что известно о ней… В обнаруженной мной автобиографии старшей сестры, Эмилии Будкевич, нет ни слова о Вере. Намек на причину я нашла в воспоминаниях Эмилии Эдуардовны: «Я до сих пор не вступила в ряды партии. В ленинский период все считала себя недостойной, в сталинское время надо было быть совершенно свободной – у нас всегда кто-нибудь «отбывал»...» Коснулись ли Веру Будкевич репрессии, эмигрировала она или погибла, неизвестно.

Патриотические настроения на Алтае в год начала Великой войны были очень сильны. Неудивительно, что на фронт пошла девушка из другой известной в губернии семьи – внучка Степана Ивановича Гуляева, дочь Николая Степановича (младшего) Анна. Горе коснулось семьи уже в 1914-м: одним из первых барнаульцев, убитых на фронтах Первой мировой войны, стал сын Николая Степановича (старшего) Владимир. Он погиб смертью храбрых в Восточной Пруссии: бросился в атаку впереди роты и пуля пронзила его сердце…

Следы третьей девушки из первой пятерки, Марии Генерозовой, нашлись в Ульяновске. Из некрополя этого города я узнала, что наша героиня похоронена вместе с Екатериной Михайловной Шнейдер. Мне удалось разыскать внука Екатерины Михайловны. Он написал, что в семье Генерозовых было 8 детей, вспомнил имена некоторых – Софья, Василий, Мария. К сожалению, семью Шнейдер не обошли репрессии по национальному признаку, и документов о Марии Михайловне в семье не сохранилось. Известно только, что после Первой мировой наша героиня окончила медицинский институт. «Работала она врачом в Подмосковье – позже это место присоединилось к Москве. А Екатерина Михайловна жила в Ульяновске», – написал потомок. Похоронены же сестры на ульяновском кладбище вместе.

Меня удивил тот факт, что Мария Генерозова была родом из Саратова. Как она оказалась в 1914-м в Барнауле, почему ушла на фронт в составе местной общины?..

Позволю себе небольшое отступление. Генерозов – фамилия редкая. И необычная. У меня сразу возникло подозрение, что в роду нашей героини были священники. Потому что, как известно, именно воспитанникам духовных училищ и семинарий руководителями оных присваивались новые диковинные фамилии (в частности, с латинскими корнями). «Генерозов» означает «благородный». Если фамилия редкая, можно сделать вывод, что все ее носители – родственники. Об этом свидетельствуют и факт общей территории расселения, и родовые имена (когда из поколения в поколение называют одними именами детей).

В «Памятных книжках Томской губернии» начала века я не обнаружила в Барнауле Генерозовых, в Томске нашелся лишь один. Мне остается только предположить, что приехала в Томск Мария Генерозова или к родственникам, или к друзьям. Здесь ее могла застать весть о начале войны…

Вот и все крупицы информации, которые мне удалось найти. Хотелось бы надеяться, что наши отважные землячки остались живы и судьба была к ним благосклонна… Увы, и здесь возможны варианты, стоит только вспомнить итоги первого года Великой войны, который приводит в своем исследовании Андрей Постернак: «На 1 ноября 1915 года во всех заведениях лечилось около 780 тысяч человек. К этому времени 28 сестер скончалось, заразившись инфекционными заболеваниями, четверо погибло в результате несчастных случаев, пятеро было убито, а двенадцать покончили жизнь самоубийством. После войны предполагалось издать «Золотую книгу» с биографиями всех умерших сестер. Этот проект так и не осуществился, однако в Москве была предпринята попытка создать своего рода мемориал на месте сада села Всехсвятского в виде всероссийского Братского кладбища, где с августа 1915 года были особо выделены участки для сестер милосердия, скончавшихся в Первую мировую войну. Здесь планировалось возведение грандиозного храма, архитектурных памятников и военно-исторического музея. Кладбище после революции было застроено…»

Так уж получилось, что о сестрах милосердия, принимавших участие в более ранних вой-
нах, известно больше, чем об «ангелах земных» Первой мировой – после 1917-го на родине о них не вспоминали. Не знают и на Алтае своих героинь. Да и не только участниц войны – не помнят как должно и доблестных воинов: первая и пока единственная в стране Книга Памяти Великой войны вышла в Рязанской области. Два ее тома содержат десятки тысяч фамилий героев-рязанцев.

Кстати
Во время Первой мировой в Барнауле трудились сестры милосердия – представительницы Омской общины Российского общества Красного Креста:  Кобрина Лидия Трофимовна, Темеряева Зинаида Никитишна, Чернышева Клавдия Михайловна. 
Они были направлены в барнаульский лазарет 8 февраля 1915 года.

Фоторепортаж