К концу года в регионе планируется перевести в электронный вид все максимально востребованные государственные и муниципальные услуги

15:30, 15 октября 2014г, Общество 1363


К концу года в регионе планируется перевести в электронный вид все максимально востребованные государственные и муниципальные услуги Фото №1

Какие из них сегодня пользуются популярностью у жителей края? Какие еще недоступны и что мешает обеспечить быстрый и эффективный межведомственный обмен данными? Об этом наш разговор с начальником управления информационных технологий и связи Алтайского края Евгением Поздериным.

Место в списке

– Евгений Николаевич, какой перечень государственных и муниципальных услуг в электронном виде сегодня могут получить жители Алтайского края?

– Хотел бы сразу уточнить, что речь идет об услугах, непосредственно оказываемых органами исполнительной власти Алтайского края и органами местного самоуправления. К концу текущего года мы рассчитываем перевести в электронный вид около 100 максимально востребованных государственных и муниципальных услуг. Конечно, общее количество их гораздо больше, но далеко не все они востребованы.

По итогам 2013 года на первом месте по популярности значилась регистрация желающих вступить в брак, на втором – выдача охотничьих билетов федерального образца, на третьем – разрешение на проведение региональных лотерей. Из федеральных услуг – выдача загранпаспорта, данные о штрафах ГИБДД и налоговой службы. В зависимости от сезонности они меняются в списке местами.

– Не все знают, по какому принципу работает Единый портал государственных и муниципальных услуг…

– Единый портал (ЕП) – это, по сути, электронные сервисы. На нем можно получить информацию абсолютно обо всех услугах. В задачи управления информационных технологий и связи Алтайского края в том числе входит контроль за тем, чтобы органы власти своевременно информировали об оказываемых услугах, которые можно заказать в электронном виде через Единый портал.

ЕП позволяет контролировать процесс оказания услуг. У заказчика есть возможность сделать замечания, предъявить требования и претензии.

Единый портал позволяет с помощью систем межведомственного электронного взаимодействия наладить связь между информационными системами различных ведомств: МВД, Росреестра и других. В масштабе страны это колоссальная экономия денежных средств и, главное, времени.

Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, к 2018 году должна составить не менее 70 процентов. Чтобы реализовать это требование президента РФ, необходимо как минимум обеспечить регистрацию на ЕП огромной доли населения края. До недавнего времени регистрация была достаточно сложной. Минкомсвязи, проанализировав ситуацию, решило упростить процедуру. Теперь если вы хотите получить, к примеру, обычную справку о задолженности по налоговым платежам, то заходите на портал, вносите в каталог свои фамилию, имя, отчество, номер сотового телефона, и на него приходит СМС-сообщение с кодом. Код нужно будет ввести и получить доступ к целому ряду информационных услуг.

Проблемы и решения

– Как информационные технологии заходят в село?

– Поступательно. Но, естественно, возникают проблемы технологического характера. Для того чтобы получить услугу, у заявителя должен быть доступ в Интернет. Кроме того, существуют определенные требования к скорости передачи информации. Вторая проблема – низкий уровень квалификации пользователя. И третий момент – несовершенное законодательство, которое отстает в части придания юридической значимости электронным документам.

– Насколько вообще оказались готовы сотрудники органов власти к новой системе работы?

– Особенность Алтайского края в том, что в регионе насчитывается 70 муниципальных образований. В Омской области, к примеру, всего 26, а в Новосибирской – 40. Кроме того, мы находимся на четвертом месте в стране после Татарстана, Башкортостана и Дагестана по количеству сельских советов. Чтобы держать ситуацию на контроле, нам как минимум необходимо иметь 660 специалистов, которые могли бы, зная оборудование, работу с каналами и с электронной подписью, оказывать эти услуги. В этом направлении ведется активная работа. Подведомственное управлению учреждение «Оператор электронного правительства Алтайского края» проводит семинары, на которых были обучены уже порядка 400 человек. Кроме того, с представителями муниципальных властей проводятся так называемые вэбинары, создан телефон технической службы поддержки, работают два сайта, на которых выставлены вспомогательные методические материалы. Результат налицо: за восемь месяцев текущего года только Поспелихинский район направил в Росреестр около пяти тысяч запросов. И никто из заявителей не стоял в очередях…

Внимание власти

– Не случайно, что в работе последнего ИТ-форума принял участие губернатор края Александр Карлин, который в своем докладе затронул важность инновационного проекта «Электронная деревня»…

– Соглашение о реализации данного проекта подписали краевая администрация, Сбербанк России, «ВымпелКом», «Ростелеком». Проект «Электронная деревня» призван обеспечить доступность государственных и муниципальных услуг, банковских дистанционных сервисов, информационных и интернет-технологий с использованием средств мобильной и стационарной связи для сельских жителей. На сегодняшний день «Электронная деревня» реализуется в 25 сельских населенных пунктах 22 районов – Бийского, Благовещенского, Егорьевского, Павловского, Панкрушихинского, Первомайского, Топчихинского, Целинного, Чарышского и других – и далее будет распространена на весь Алтайский край. Там размещены инфокиоски, оборудованные доступом в Интернет. С их помощью жители сёл могут воспользоваться электронными сервисами и информационными ресурсами участников проекта, а также ознакомиться с новостями на официальных сайтах органов власти, в электронных СМИ.

– Какие еще принимаются в крае меры для ликвидации цифрового неравенства?

– В текущем году на федеральном уровне были внесены изменения в Федеральный закон «О связи», в котором было детализировано понятие «оператор универсальных услуг связи». На последнего возложены обязанности проложить оптоволокно в населенные пункты численностью от 250 до 500 человек, чтобы и здесь появилась точка доступа в Интернет со скоростью не менее 10 мегабит в секунду. Программа намечена на 10 лет.

В новой редакции закона появилось дополнение, касающееся населенных пунктов численностью от 500 до 10 тысяч человек. Здесь скорость доступа должна составлять 20 мегабит в секунду. Таких населенных пунктов в крае несколько сотен, в них проживает около 400 тысяч человек, а оптика есть в незначительной части. Предполагается, что оптоволоконные сети будут прокладываться через маленькие населенные пункты и таким образом цифровое неравенство будет ликвидировано. Минкомсвязи оптимистично подходит к этому вопросу, уверяя, что работа будет выполнена не за 10, как планируется, а за 5 лет.

Фоторепортаж