«Караул» кричать не стоит

Но система требует плавной регулировки

00:00, 23 декабря 2011г, Общество 1410


«Караул» кричать не стоит Фото №1

- У нас до сих пор нет единого закона о пенсиях, который бы вобрал в себя все новации, наработанные за двадцать лет с момента образования Пенсионного фонда РСФСР, – заявил 7 декабря председатель правления ПФР Антон Дроздов на встрече с журналистами – победителями ежегодного конкурса «Доверие».

Между тем реформирование пенсионной системы идет непрерывно: намедни депутаты Госдумы приняли закон о выплатах накопительной части пенсии, а до конца года Минздравсоцразвития должно представить на всенародное обсуждение проект Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы до 2050 года.

Напомним, пенсионная реформа в России началась с 2002 года. Тогда взносы работодателей в ПФР решено было делить на три части: базовую, страховую и накопительную. Первая была предназначена для того, чтобы обеспечить будущему пенсионеру некую минимальную пенсию. Чтобы ее получать, когда придет срок, достаточно заработать трудовой стаж 5 лет. Вторая часть зависит от заработка и призвана заинтересовать работника иметь высокую зарплату и следить, чтобы работодатель аккуратно перечислял с нее страховые взносы. Чем больше перечислит, тем больше потом получится пенсия. Базовую и страховую компоненты государство обязывалось периодически индексировать в соответствии с ростом инфляции и средней зарплаты. Накопительная же часть образована для того, чтобы дать возможность работнику самому принимать инвестиционные решения. Ее можно было передать в управление негосударственному пенсионному фонду, а можно оставить в ПФР. Фондам с помощью специальных управляющих компаний разрешили инвестировать накопления граждан в надежные ценные бумаги, например, облигации. И таким образом предполагалось решить как минимум две задачи: гражданам увеличивать свои пенсионные накопления темпами выше инфляции, а экономике получить длинные и дешевые деньги.

Но почти сразу после проведения реформы ее стали корректировать. Уже в 2004 году лишили накопительной части людей старше 1966 года рождения. Законодатели присовокупили ее к страховой части. Сделано это из тех соображений, что за оставшееся время работники не успеют обеспечить себе сколько-нибудь значимую прибавку к пенсии. А накопленные за 2002-2004 гг. деньги (их собралось меньше пяти тысяч на человека) стали болтаться без дела на персональных счетах застрахованных. И вот только в ноябре 2011 года принят закон, согласно которому с 1 июля 2012 года эти работники после выхода на пенсию смогут забрать свою накопительную долю единовременно.

Триединая задача

Однако остается еще масса нерешенных проблем, часть из которых была обозначена в Послании Президента РФ Федеральному собранию «О бюджетной политике в 2011-2013 годах». Дмитрий Медведев предложил разработать ясную программу долгосрочного развития пенсионной системы, обеспечивающую социально приемлемый уровень пенсий по сравнению с заработной платой (по крайней мере в пределах величины, на которую начисляются социальные взносы) и в то же время исключающую как дальнейшее повышение ставки социальных взносов, так и рост дефицита пенсионной системы.

Какой размер пенсии можно считать приемлемым – вопрос философский. Однако у Пенсионного фонда России есть на этот счет строгие ориентиры. Во-первых, размер с учетом мер социальной поддержки не должен быть ниже прожиточного минимума пенсионера в регионе. Во-вторых, для нынешних пенсионеров и застрахованных лиц, попадающих под правила «дореформенной» (до 2002 года) и «новой» пенсионной системы, к 2016-2020 годам ПФР должен добиться повышения трудовых пенсий до уровня 2,5-3 прожиточных минимумов пенсионера.

Наиболее наглядным ориентиром уровня пенсионного обеспечения в мировой практике считается коэффициент замещения утраченного заработка. Согласно Конвенции Международной организации труда он не может быть ниже 40%. ПФР должен обеспечить такой коэффициент для молодежи, полностью попадающей под действие «новой» пенсионной системы.

Но, как пояснил Антон Дроздов, коэффициент в разных странах определяется по-разному. В России простым делением среднероссийской пенсии на среднероссийский заработок. Сейчас частное от такого деления составляет 38%. Естественно, в тех регионах, где зарплата ниже, коэффициент получается выше. А у нас три четверти зарплат в стране ниже средней. В других странах с пенсии платят налоги, пенсионные взносы перечисляют сами работники, есть также нюансы, связанные с льготами, с подсчетом страхового тарифа. И если коэффициент считать по методике МОТ, то эксперты ПФР говорят, что Россия уже вышла на уровень 40%.

Дальнейшее его повышение можно обеспечить за счет роста экономики, соответственно зарплат и страховых взносов. Как уже говорилось, одним из механизмов стало формирование накопительной части с последующим инвестированием в экономику страны. В настоящее время 73,4 млн. человек имеют пенсионный капитал в размере 1,6 млрд. руб. 76,5% этих средств распоряжается государственная управляющая компания – Внешэкономбанк. Остальное граждане доверили негосударственным пенсионным фондам и управляющим компаниям, надеясь заработать на этом. Между тем фондовый рынок, на котором пытаются навариться инвесторы, имеет свойство не только расти, но и падать, как это было в 2008-2009 гг. А как защитить накопления от обесценивания при неблагоприятной конъюнктуре ценных бумаг, пока не придумано.

- Эту задачу нам еще предстоит решать, - констатирует председатель правления ПФР.

Как и предстоит уменьшить зависимость ПФР от федерального бюджета. Ежегодно «общероссийская пенсионная копилка» прирастает и по доходам, и по расходам. Вместе с этим увеличивается и помощь из федерального бюджета на покрытие дефицита ПФР. Если по итогам уходящего года она составит 875,9 млрд. руб., то в 2014 г. уже 1300,6 млрд. руб.

Но Антон Дроздов успокаивает пессимистов. Он говорит, что динамику дефицита надо анализировать не в абсолютных показателях, а в относительных, сравнивая с ростом экономики. А доля дефицита по отношению к ВВП на два ближайших года не растет, а в 2014 году даже слегка падает. И вообще в пенсионной системе нет принципиальных ошибок, которые бы привели к ее развалу.

- У нас есть расчеты до 2050 года, и если экономика будет плавно расти, то никакого «караула» не предвидится, - прогнозирует глава ПФР.

При этом он оговаривается, что дальше придется принимать решения по источникам покрытия дефицита. Причем в ближайшей перспективе избавиться от дисбаланса между собственными доходами и расходами Пенсионному фонду не удастся, но сделать его оптимальным и управляемым можно.

Кто заплатит за льготников

«Российская газета» пишет, что Минздравсоцразвития в рамках работы над стратегией рекомендует усилить распределительный (страховой) характер российской пенсионной системы. В ведомстве предлагают вновь, как в советские времена, привязать размер пенсий к стажу и заработку. Кроме того в пенсионную формулу может быть введен некий ограничивающий коэффициент, который позволит корректировать размер максимальной пенсии с учетом демографической и экономической ситуации в стране.

В ПФР же предлагают еще раз посчитать, все расходы разложить по полочкам, чтобы определить, за что ответственно государство, а за что - страховая система. Но, по мнению Антона Дроздова, уже сейчас ясно, что 90% дефицита фонда связано с решениями по льготам, тарифам и действиями по доведению пенсий до прожиточного минимума.

Поясним, о каких льготах и тарифах идет речь. Еще при советской власти работники, занятые во вредных и опасных условиях труда, получили право выходить на пенсию на пять, а то и на десять лет раньше. Потом, когда СССР распался и стали строить капитализм, некоторые республики отменили эти льготы, а Россия, считаясь богатым гуманным государством, их оставила. Теперь, говорит Антон Дроздов, надо с ними разбираться: не отменять, а найти для них отдельный источник финансирования, чтобы все не платили за льготников.

Наиболее справедливое, на взгляд руководителя ПФР, решение – финансировать за счет работодателей, которые создают рабочие места с вредными и опасными условиями труда. Для этого придется повышать для них страховой тариф, правда, не одноразово, а плавно в течение 15 лет, чтобы избежать резкой нагрузки на бизнес и сократить дотации из федерального бюджета. По каждому типу рабочего места нужны разные тарифы.

Кстати, это не ноу-хау Дроздова. Подобный принцип используют в системе социального страхования: там тарифы дифференцируются в зависимости от вида страховых случаев. Но если работодателю придется платить больше, то он поймет, что не надо иметь тысячу рабочих мест, аттестовать их как вредные, получать за счет всех остальных льготу и конкурировать на рынке рабочей силы. Ему придется проводить модернизацию, направленную на сокращение количества рабочих мест с дорогим тарифом. Это лучше и для работников, которые не будут портить свое здоровье, и для экономики. Так действуют во многих странах.

Не поднимать, а стимулировать

При разработке стратегии предстоит определиться и с общим пенсионным возрастом. В народе давно курсируют слухи о его повышении. И не случайно: общество стареет, соотношение пенсионеров и работников растет, а значит, сокращаются возможности платить «на старость» в рамках солидарной системы, то есть из общего котла. А базовая часть пенсии, как мы помним, так и формируется.

Однако Антон Дроздов говорит, что правительство против увеличения пенсионного возраста, предлагая стимулировать пенсионеров продолжать трудовую деятельность.

Для этого в частности введена индексация на 6% базовой части, если при стаже 30 лет работник достиг пенсионного возраста, но не оформляет пенсию. Одновременно увеличивается размер страховой части, так как уменьшается период дожития. А если еще такой работник участвует в программе софинансирования пенсий, то за каждую от двух до двенадцати внесенных им за год тысяч государство добавит четыре.

Правда, работающих после шестидесяти мужчин и пятидесяти пяти женщин не так много. Во-первых, три четверти работодателей, по данным superjob.ru, никогда или иногда принимают на работу людей пенсионного возраста, имея в виду их проблемы со здоровьем и сниженную производительность труда. А во-вторых, многим людям, достигшим пресловутого возраста, хочется наконец отдохнуть.

- С учетом того, что продолжительность жизни мужчин в России на 10 лет меньше, чем женщин, нам нужна гибкая система стимулирования выхода на пенсию, добавляет глава ПФР.

В этой статье мы упомянули о наиболее важных проблемах пенсионной системы. Хотя есть немало других. По словам Антона Дроздова, в настоящее время профильные ведомства заканчивают подготовку предложений, в следующем году они будут оформлены в стратегию и пройдут широкое обсуждение с участием работников и работодателей и после облечения в законы войдут в действие не ранее 2014 года, чтобы обеспечить переходный период. Но в любом случае реформа будет направлена на увеличение пенсий, на то, чтобы нагрузка на бизнес была оптимальной, а дефицит пенсионной системы управляемым.

P.S. Автор выражает благодарность Алтайскому отделению ПФР за помощь в подготовке материала.

Фоторепортаж