Как корреспондент «Алтайской правды» прошел по стопам миссионеров алтайских

12:30, 01 сентября 2019г, Общество 1462


1
1

В августе корреспонденту «Алтайской правды» довелось участвовать в двухнедельном крестном ходе «По стопам миссионеров алтайских». Маршрут пролегал от Акташа через Кош-­Агач до Ташанты, где находится граница с Монголией.

Кто мы

Основная масса крестоходовцев – духовенство, интеллигенция, студенты, работники церкви. Возраст участников – от полутора до 66 лет. Большинство в этом крестном ходе не впервые, они терпеливо помогали новичкам адаптироваться к заведенному порядку, подсказывали, как вести себя на церковной службе, готовиться к исповеди и причастию, как выстоять, не присев, на длинной службе. На общем собрании, которое прошло у нас по итогам крестного хода в последний день пути, «старички» неожиданно для меня раскрылись как очень начитанные люди, глубоко погруженные в духовные основы христианства. Высказывая свои впечатления о крестном ходе, легко цитировали Библию, современных церковных деятелей, старцев.

Центром притяжения было, конечно же, духовенство. Эталоном православной культуры отношений между близкими людьми стала для всех семья отца Лаврентия Донбая. Матушка Ирина с дочерями Василисой и  Вероникой были душой паломнических концертов. Девочки признались, что музыкального образования у них нет, учила музыке мама. Василиса поступила в санкт-петербургский вуз на отделение живописи. К отцу Лаврентию на исповеди было больше всего народу, именно с ним шли советоваться по проблемам в личной жизни, изливали душу. Он довольно деликатно на примерах пояснял, как поступить в той или иной ситуации.

«Полундра!»

Первые три дня сильно болела голова. И это понятно: жители равнин в первый день крестного хода переместились на автобусе из Горно-Алтайска в Акташ, оказавшись на высоте около двух тысяч метров над уровнем моря. Мне, как новичку, сложно было привыкнуть к лагерному расписанию. Подъем – в 6 часов утра, зарядка, молитва, завтрак, общий сбор и отправка на маршрут, вечером – молитва или литургия, ужин, концерт в поселковом клубе, песни у костра, отбой в 23 – 24 часа. А еще послушания. Ночью выставляется дозор, мужчины выполняют роль костровых и охраны. Женщин назначают каждый вечер в помощники повару, в этом случае подъем в 4.30 утра.

Старший по лагерю оповещал о наступлении нового дня криком «Полундра!». Тут невольно проснешься. Выходить из палатки не хочется. Утром от росы сыро и холодно. Тянет погреться у костра да попросить у поварихи Клавдии чего-нибудь съестного к уже готовому кипяточку, понаблюдать за быстро меняющимся под первыми лучами солнца цветом гор.

Каменные исполины

И вот дана команда – в путь. Каждый день проходили от 16 до 25 километров. Вещи везли на грузовике. По пути из Теленгита-Сортогоя в Кокору лил сильный дождь. Все промокли насквозь, сушились в местном Доме культуры, где нам предоставили ночлег. Застала непогода и при выходе из Кош-Агача в Теленгит-Сортогой. Со стороны реки моментально на село налетела пылевая буря. Пришлось утеплиться, закрыть лицо платком. Зато на середине пути над горами повисла огромная двойная радуга.

Все остальные дни были солнечными. Шли легко под Иисусову молитву и разговоры с крестоходовцами, которые, конечно, не приветствуются. А так хочется поделиться впечатлениями от увиденного в пути. Природа Горного Алтая словно создана для мифов и легенд. Очертания гор, встречающихся в дороге, напоминают спящих принцесс, погибших в схватке со злом богатырей, древних духов, сказочных чудовищ.

Над каменными исполинами почти всегда курится туман, еще больше придавая таинственности пейзажу. В Кокоре местные жители рассказали, что когда-то давно низину, в которой находится поселок, затопило и жители спасались на самой высокой горе, в честь которой и был назван поселок.

Удивительные встречи

За две недели мы все перезнакомились и подружились.

Особенно скучаю теперь по нескольким людям. Первая – Клавдия – наша бессменная повариха. Маленькая, хрупкая женщина, способная из обычной овсянки или гречки сотворить чудный супчик или второе и накормить до отвала сто человек. Никто ни разу не вставал раньше ее и не ложился спать позже. Однажды Клавдия простудилась, не заметила, что целый день провертелась под дождем у котлов. Мы всерьез встревожились. Кто порошок от простуды притащил, кто чай с травами, кто добрым словом поддержал или предложил помощь. И Клава на следующий день снова была на ногах. Живет она в Горно-Алтайске вместе со своей сестрой на съемной квартире и работает при одной из церквей. Недавно, как и три десятка других людей, ее обманула мошенница, только что вышедшая из мест заключения. Представившись дочерью прихожанки, она рассказала о том, что ей требуется срочная дорогостоящая операция. Убедила женщину взять кредит на солидную сумму. На мошенницу завели уголовное дело, а Клавдия вынуждена жить на копейки и питаться самыми дешевыми крупами. Пострадавшая на вынужденный пост не жалуется, принимает его без ропота.

Еще один светлый человечек – Верочка, пациентка психоневрологического диспансера в Томской области.

Благодаря фонду «Спрятанный мир» семеро болящих, семеро волонтеров и трое ребятишек примкнули на неделю к нашему крестному ходу. Особенно всем полюбилась Верочка. Несмотря на то, что по паспорту ей более 40 лет, все реагировали на Верочку как на ребенка. Тоненький голос, заливистый смех, капризы. Каждый день крестоходовцы, завидев Верочку на завтраке, наблюдали, какое у нее настроение, одновременно стараясь угодить.

Толерантность

Так как поселки, в которых мы останавливались, были по большей части мусульманские, то мечети встречались в них гораздо чаще, чем церкви. Чтобы напомнить о том, как много лет назад преподобный Макарий Алтайский рассказывал местному населению о православной вере, наши крестоходовцы устраивали в Домах культуры концерты. Глава администрации или местный житель говорили об истории села. Затем снова шли песни вперемежку со сценками на стихи авторов детских стихов. В основном алтайцы и казахи, проживающие на территории Горного Алтая, встречали выступление наших артистов и речь батюшки дружелюбно, хлопали. Бывало даже, что жертвовали крестному ходу продукты. В Кокоре, например, местная жительница принесла в лагерь барана, а еще приютила котёнка, который прибился к нам в одном из поселков.

Крестоходовцы же с большим интересом изучали местную культуру, фотографировались в национальной одежде алтайцев, работникам краеведческих музеев в Кокоре и Жана-Ауле задавали много вопросов о быте малых народностей, о предназначении старинной утвари. В Кокоринском музее нам повезло увидеть всемирно известную находку – мумифицированный череп, руку, сложносоставной гуннский лук воина гунно-сарматского периода (II в. до н. э. – IV в. н. э.). Воин погиб в бою в возрасте тридцати лет, его останки хорошо сохранились.

Зачем шли?

Этот вопрос нам задавали местные жители каждого населенного пункта, в котором мы останавливались, а после крестного хода – еще многочисленные знакомые и родственники.

Каждый идет, как водится, за чем-то своим. Я, например, пошла посмотреть природу Горного Алтая, прельстившись низким ценником поездки. Всего 6,5 тысячи рублей за две недели. А обрела гораздо больше, чем новые впечатления и фото на память.

Во главе крестного хода его организатор – Лаврентий Донбай, иерей, руководитель молодежного и миссионерского отдела Горноалтайской епархии. По словам отца Лаврентия, крестный ход направлен на то, чтобы нести слово Божье и православие в маленькие поселки, а также знакомить невоцерковленных людей, в том числе и участников крестного хода, с православной культурой, объяснять смысл литургии, молитвы, библейских притч. Кстати, в Кокоре наши священники крестили восемь человек местных жителей.

Отец Лаврентий в ходе литургий доходчиво объяснял смысл церковных служб.

Если сравнивать с нашим Коробейниковским крестным ходом, то этот более домашний, демократичный – одним словом, миссионерский. В Коробейниковском 800 человек идут поклониться святой иконе, попросить у Богородицы счастья и добра своим близким, исцелиться от болезней. В миссионерском крестном ходе все нацелены на то, чтобы самим понять слово Божье и другим помочь.

Справка
Алтайская духовная миссия основана в 1830 году выдающимся миссионером преподобным Макарием (Глухарёв), благодаря успешной деятельности которого она получила наибольшую известность среди духовных миссий РПЦ, действовавших на территории России в XIX – начале XX в. Следуя кирилло-мефодиевской традиции, проповедь, обучение, богослужение алтайские миссионеры совершали на родном языке алтайцев и шорцев. Менее чем за столетие (1830 – 1920 гг.) трудами миссионеров из язычества в православие было обращено более половины коренного населения Горного Алтая и Горной Шории.

Фоторепортаж