Как в Алтайском государственном аграрном университете поддерживают молодых ученых

20:00, 08 апреля 2023г, Наука 812


Как в Алтайском государственном аграрном университете поддерживают молодых ученых Фото №1
Как в Алтайском государственном аграрном университете поддерживают молодых ученых Фото №2
Как в Алтайском государственном аграрном университете поддерживают молодых ученых Миниатюра №3
Как в Алтайском государственном аграрном университете поддерживают молодых ученых Миниатюра №3

В Алтайском государственном аграрном университете (АГАУ) учредили фонд для поддержки перспективных молодых ученых. На эти цели в нынешнем году будет направлено два миллиона рублей.

Точки отсчёта

По итогам конкурса комиссией было отобрано несколько перспективных направлений, на развитие которых выделили по 200 тыс. рублей. Среди них повышение энергоэффективности процессов тепловой обработки молочных продуктов, оценка племенной ценности КРС голштинизированной черно-пестрой породы по показателям полиморфизма гена каппа-казеина и другие. Отдельно грантами в размере 400 тыс. рублей были отмечены научные коллективы молодых ученых. Это команда кандидатов технических наук Романа Прокопчука, Даниила Яковлева и Василия Кузнецова с проектом «Оценка эффективности пневмосепарирования при подготовке семенного материала яровой пшеницы», а также дуэт Михаила Савина и Александра Чичкарева.

– Два миллиона рублей, которые были использованы для поддержки грантополучателей, это собственные средства университета, – говорит проректор по научной и инновационной работе АГАУ Евгений Попов. – Главный приоритет, определяющий факт получения гранта, – повышение эффективности и экологичности агрохозяйства и производства сельскохозяйственной продукции. Вторая точка отсчета – это наличие у научного коллектива или отдельных исполнителей по гранту определенных наработок по этой теме.

По словам Евгения Попова, полученные по гранту средства молодые ученые могут потратить на приобретение оборудования, расходных материалов, на оплату расходов в лабораториях, которых может не быть в университете, и по договору провести необходимые исследования. Кроме того, эти средства можно потратить на апробацию работ. То есть выехать на конференцию, выступить с докладом или пройти научную стажировку на базе какого-то учреждения для продвижения своей идеи. И в том числе, это материальное стимулирование самих исследователей, которые данную работу будут выполнять.

Первая фаза

Коллектив молодых ученых кафедры сельскохозяйственной техники и технологий в составе ассистента Романа Прокопчука, старшего преподавателя Даниила Яковлева и доцента Василия Кузнецова приступил к реализации первого этапа своего проекта. А именно, к разделению семян пшеницы на фракции на пневмосепараторе в зависимости от их скорости витания в воздушном потоке. Отбор лучших зерен и определение качеств зерен других фракций – такая задача решается ими сегодня. Конечная цель работы – обоснование технологии получения высококачественного семенного материала зерновых – актуальная задача в плане импортозамещения.

В качестве рабочего материала ученые используют семена сорта пшеницы «алтайская жница», достаточно широко возделываемого в Алтайском крае. Разделяя их на фракции при различной скорости витания в вертикальном воздушном потоке от 8 до 11 м/с, выделяются различные классы семян по плотности и парусности. При этом доля семян каждой из фракций значительно различается. Эти категории семян имеют различную лабораторную и полевую всхожесть, существенно отличаются по массе 1000 зерен и энергии роста, дают на полях урожайность, отличающуюся в разы. Поэтому очень важно из посевного материала выделить именно лучшие семена.

– В настоящее время лишь незначительная часть хозяйств края использует высококачественные элитные семена. В большинстве же нет технической возможности их правильно подготовить. Как показывает наш многолетний опыт разделения посевного материала на фракции, до 20% семян, как правило, щуплые, рыхлые, больные и зараженные, наименьшие по массе, отделяемые при скорости витания – 8 м/с. Они при посеве дают некачественные, слабые всходы, которые часто в процессе вегетации погибают. Как результат – существенное снижение урожайности, – рассказывает Даниил Яковлев. – Сегодня нет стандартизованной технологии подготовки семян. В основном отбор идет по размеру. Но наши исследования показывают, что плотность семян имеет превалирующее значение.

На следующем этапе реализации проекта, в мае, молодые ученые проведут посев семенами разных фракций на делянках опытного поля Алтайского ГАУ. Полученные при этом данные, а именно полевая всхожесть семян, сохранность растений к уборке, количество продуктивных растений, количества зерен в колосе, массы 1000 зерен, урожайности и качества зерна, послужат основой для экономического обоснования разделения семян на фракции и выделения именно той, которая дает наилучший результат. А финалом проекта станет подготовка научных материалов, которыми в качестве рекомендаций к практической работе смогут пользоваться специалисты-аграрии.

Исходя из возможностей

По мнению научного руководителя коллектива молодых ученых Владимира Беляева, введение таких грантов в университете – это отличное начинание, позволяющее шире раскрыть научный потенциал молодежи и дать возможность реализовать себя на практике. Этот первый опыт самостоятельного выполнения научно-исследовательских работ открывает перспективы для дальнейшего роста и участия в более масштабных проектах. Полученные результаты будут активно использоваться не только в науке и практике, но и в учебном процессе при изучении студентами новых машин и технологий и выполнении практико-ориентированных выпускных работ.

– Такие гранты – это серьезная и важная поддержка нашим молодым ученым, – убежден Евгений Попов. – Российский научный фонд дает больше средств, мы исходили из своих возможностей. Это стратегически важное решение для аграрного университета в год его 80-летия, поддержка молодого поколения, за которым будущее этого университета. Предполагается, что положение о конкурсе грантов, принятое в университете, станет многолетним. Планируется также расширить круг тех, кто мог бы в нем участвовать, добавив штатных научно-педагогических работников и аспирантов вуза, которые пока не имеют ученых степеней, но подают серьезные надежды как будущие ученые.

Фоторепортаж