Катунь: кручу-верчу – на мель посадить хочу

12:55, 11 июля 2017г, Общество 1752


1
1
1
1
1
1
1
1
1 миниатюра
1 миниатюра
1 миниатюра
1 миниатюра

Впервые за 10 лет на своенравной Катуни, что берёт начало на границе Китая, Казахстана и России, появились земснаряды. Они изменят русло реки… чтобы водителям легковушек и автобусов стало комфортнее ездить в Горный Алтай по Чуйскому тракту.

Казалось бы, какая связь? Заглянем в глубину вопроса – так у речников это называется. Этим летом на Оби практически не было второго паводка, хотя в горах выпало в полтора-два раза больше снега. Первыми это заметили спортсмены на ежегодных соревнованиях сплавщиков «Чуя-ралли». Даже шутили эти любители экстрима на непривычно тихих порогах Бегемот и Буревестник: наверное, в этом году всю воду выпили еще на альпийских лугах алтайские овцы…

Теперь и капитаны буксиров-толкачей констатируют: уровень воды в Оби в конце июня соответствовал значениям начала августа. Именно поэтому баржи грузят на три четверти от заложенной грузоподъемности. «Это далеко не классическая навигация...» – говорит капитан-механик РТ-456 Андрей Владимиров.

Его коллеги рассказывают, что на прижимах боятся погнуть винты – так близко к берегу приходится маневрировать и баржей, и буксиром-толкачом.

«Скорее Обь потечет вспять, чем мы изменим наши планы», – сказали в ответ на это безобразие речники. Изучали ситуацию на Катуни и Оби и с земли, и с воды, и из космоса. Анализировали, чертили новый главный ход. И пригнали на Катунь земснаряды. Чего не было более 10 лет! На помощь в экипажи землечерпалок позвали даже томичей.

«В этом году планировалось перевезти речным транспортом до 800 тысяч тонн гравия, – говорит начальник отдела дорожного хозяйства Минстройтранса Алтайского края Николай Даскин. – Это равно почти 30 тысячам рейсам 40-тонных «Тонаров» по Чуйскому тракту от Шубенского карьера, что на Катуни под Сростками, до Барнаула». «И обратно», – заметим мы.

По этому же 275-километровому маршруту, но по воде снуют 14 теплоходов-толкачей и 20 барж грузоподъемностью 1000 тонн. Кстати, себестоимость доставки тонны щебня в Барнаул от речников в два раза ниже, чем у автотранспортников.

«Но не счесть на нашей реке-кормилице мелей и перекатов», – гнет свою линию моторист-рулевой Иван Неретин.

На перекате Нижний Смоленский, где суда сейчас двигаются по траектории латинской буквы S, это на несколько километров ниже Шубенского гравийного карьера, настоящий час пик. Возле землечерпалки, как возле пчелиной матки, целый рой судов вспомогательного флота. Над Катунью стоит грохот. Это булыжники и галька со дна после гигантской драги сыплются в металлические отсеки вместительной баржи, что прижалась к левому борту.

Чуть ниже по течению плавкран специальным ковшом делает аналогичную работу. Задача всей этой флотилии – выпрямить и углубить русло… и тем самым продлить навигацию.

Речники с 2015 года, когда было подписано соглашение о сотрудничестве между администрациями края, Обского бассейна внутренних водных путей и краевыми предприятиями речной и добывающей отраслей, только добавляют обороты. Два года назад было перевезено почти полмиллиона тонн грузов. В прошлом году – более 600 тыс. тонн. В этом готовы трудиться хоть до белых мух.

В рубке нашего «Грифа» по рации слышны активные переговоры экипажей на Нижнем Смоленском. Снизу пустые ждут, когда пройдут караваны с щебнем. «Просоленный» голос в динамиках какого-то невидимого нам капитана трогает всех присутствующих речных волков до глубины души: «Обстановка-то на реке как в старые добрые времена!»

Фоторепортаж