«Классный повар всегда немного художник»: Елена Евтушенко

14:23, 11 августа 2016г, Культура 1435


1
1

Фото Сергей БАШЛЫЧЕВ

Мы часто пишем о самобытных сельских художниках, но сегодняшняя героиня «АП» выделяется даже в этом талантливом ряду. Елена Евтушенко, жительница Романово, работает в технике аэрографии. Недавно в райцентре прошла уже третья ее персональная выставка.

«Баловство»

Лена Нестерова рисовала сколько себя помнит. Но, став взрослой, предпочла «баловству» серьезную профессию – стала поваром. Хотя, даже сделав выбор, по-прежнему не могла пройти равнодушно мимо любой поверхности, годной для росписи. Портрет, анималистика, пейзаж – не важно, лишь бы рисовать.

Разрисованы были стены полевого стана, где художница готовила обеды на полеводческую бригаду, и домашний холодильник, и скутер, и семейный автомобиль «ВАЗ». «Были обычные «Жигули» – стали уникальными. Такая машина только у меня в селе», – демонстрирует Елена дело рук своих. Сверху на капот смотришь – видишь бабочку, меняешь угол зрения – и перед глазами предстает мифологический сюжет о любви девушки-птицы и юноши-камня.

«Классный повар всегда немного художник, – отвечает на мое удивление знаток рецептов и вкусов Елена. – У них много общего. Ни тот, ни другой заранее не знает, что получится. И краски, и продукты вроде одни и те же, но творишь всегда на интуиции, и никто заранее не знает, чем близких можно будет побаловать, что себе оставить, а что вообще выбросить».

Брат Андрей, наблюдая за творчеством сестры, как-то подначил ее: все, мол, можешь, а вот аэрография тебе не по силам. В тот же вечер они со снохой отыскали в Интернете обучающие курсы в Новосибирске. Елена взяла отпуск без содержания (работала тогда заведующей кормовой базой), заплатила за учебу и поехала на мастер-классы лучших мастеров Сибири. Занимались там в основном подростки и студенты, да и преподаватели сначала с иронией поглядывали на необычную ученицу, не понимая, что здесь забыла «странная сельская тетенька». Было это в 2010 году.

– Я не обижалась, комплексовать просто времени не было. Художники-то там замечательные преподавали, а я для себя все уже решила. Желание научиться – сильный стимул. Аэрография – сложный стиль. И материалы нужны особые. Аэрограф с тонкой иглой, дающий тончайшее распыление,  акриловые краски, специальный грунтованный картон. Сама смешиваю цвета. Краска наносится послойно, если чуть потекло, не подсох предыдущий слой – все насмарку, начинай сначала. Зато и работы получаются живые, объемные, с эффектом голографии, какого не достичь кистью и мазками.

«Щёлкнуло»

Первая обывательская ассоциация с аэрографией – это машины, расписанные по вкусу хозяина-водителя. Но женщина, расписав свою «ласточку», на ней и остановилась. «Свою я у себя в гараже сделала, а работа под заказ – другой уровень. Здесь нужны салон и специальное оборудование. Да и дорого это очень, в городе-то не каждый отдаст 30 – 40 тысяч на роспись, а про село-то и говорить нечего…»

Художница не может работать в одиночестве. Ей нужна компания. И речь не о муже Иване, который, бывает, ворчит, но всегда поддерживает жену в ее увлечении. На Елену в сотни глаз смотрят ее авторские куклы – это еще одна слабость художницы. С последним стежком, оторвавшись от рук мастерицы, они начинают жить своей жизнью и становятся первыми ее критиками.

Ни один сюжет для картины не рождается просто так. Надо, чтобы «щелкнуло». Самая первая серьезная работа художницы – портрет мамы Светланы Андреевны. «Она у меня тяжело больна, я за ней ухаживаю». Сюжет из игры «Сталкер» – это брат Андрей посоветовал. Семистрельная икона Божьей Матери появилась после сна, приснившегося, когда заболела мама. «Пробовала святые образы писать и раньше, но не получалось. А когда растревожилась душа, словно благословение снизошло – иди рисуй».

Один из сюжетов знаком с детства, стою перед ним долго, вспоминая. Ангел-хранитель готов удержать маленькую девочку, которая, забыв об опасности, наклонилась за упавшим в реку мячом. Это аэрографическая репродукция старинной, начала ХХ века открытки, которая всю жизнь хранилась в семье художницы. Ну, конечно, это же сюжет «нашей Тани», которая «громко плачет», детского стихотворения, у которого, как оказалось, такая вот философская ретроспектива. У каждого из нас есть такой ангел-хранитель. В трудный час он поможет, удержит от падения, вложит в непривычные руки аэрограф и велит рисовать…

Фоторепортаж