Коллекцию Алтайского краеведческого музея пополнили портреты участников СВО

19:15, 09 декабря 2023г, Культура 1813


Коллекцию Алтайского краеведческого музея пополнили портреты участников СВО Фото №1

Фото Андрей КАСПРИШИН

Усталые лица, внимательные, напряженные глаза… Мужчины и женщины, воины и воительницы. Галерею портретов наших земляков – участников СВО – создал известный барнаульский художник и архитектор Сергей Боженко. Недавно он передал коллекцию, выполненную в пастельной технике, Музею военной истории Алтайского государственного краеведческого музея. 

«Сиди ровно, смотри в окно»

Героев спецоперации Сергей Алексеевич рисует с тех пор, как она началась. Бывает – несколько портретов в день, бывает – перерыв. Первыми моделями стали его друзья из казачьего охранного общества «Пластуны» – Виталий Бессонов и Вадим Турлаев.

– Рисовать этих сильных и уверенных в себе людей – удовольствие для меня, – рассказывает художник. – Работаю быстро, у меня хорошая школа. Пяти минут хватает, чтобы добиться портретной схожести с оригиналом. Лица мужчин с их рублеными суровыми формами рисовать легко. Мужчины спокойны, как бетонная стена. Видимо, воинская дисциплина сказывается. Сказано: сиди ровно, смотри в окно, – не шелохнется. С женщинами сложнее. У них богаче мимика, артикуляция, формы у них мягкие, плавные.

Осенью Боженко и сам побывал в зоне СВО. На вопрос, чем занимался там, ответил привычно – рисовал. Домой привез готовые сюжеты, наброски, темы для будущих работ.

– Там атмосфера другая. Я видел линии обороны, бетонные доты, слушал людей, живущих близ линии фронта. И мысль у меня теперь такая: стоять нам надо насмерть, всем миром, никто России не поможет, кроме нее самой. То, что мы называем СВО, для Запада – полноценная война с нашей страной. Мало это услышать. Это надо своей шкурой прочувствовать, – констатирует собеседник.

Засохшие букеты

Затея Боженко всколыхнула сообщество, никакого отношения к искусству не имеющее. Эта мысль – дополнить галерею портретами медиков – участников СВО, засела в голове Ирины Козловой, кандидата медицинских наук, президента краевого Демидовского фонда, главного редактора журнала «Здоровье алтайской семьи». И при первой возможности она познакомила с Сергеем Боженко своего однокурсника, директора Музея истории медицины Алтая Ивана Беккера. Так, плюсом к Центру социальной реабилитации ветеранов боевых действий, появилась еще одна площадка, на которой создавались портреты медиков, от рядовых до именитых ученых и врачей.

– Врачи на войне – особая каста. Кто считал, сколько жизней они спасли? Да и все наше алтайское здравоохранение выросло на принципах военно-полевой медицины, от Пирогова. Я очень признательна Сергею Алексеевичу за то, что он взялся за создание такой галереи. Это его гражданская позиция и пафос, который мы все поддерживаем.

Собеседница уверена, что ничего случайного не бывает. Много лет назад судьба свела ее с Олегом Клещиным. Он был лидером краевого движения воинов-интернационалистов с 2001 по 2005 год, как раз в то время, когда герои афганской войны чувствовали себя лишними в нашем уютном обществе. Если где-то говорили вслух о криминальных элементах, то подразумевали – «афганцев».

– Однажды в канун 9 мая я обратилась к Олегу и его боевым товарищам как майор медицинской службы: «Кто вам, людям, прошедшим горячие точки, выполнившим свой долг перед Родиной, дал право чувствовать себя униженными?» В День Победы ребята с гитарами и цветами обошли и поздравили ветеранов Великой Отечественной войны. А позже две мои знакомые – медсестры, чьи папы попали в число чествуемых фронтовиков, рассказали, что они несколько лет не давали домочадцам выбросить эти засохшие букеты. Нынешние фронтовики, герои СВО – они с чувством Родины в душе живут.

Врачи на портретах

Эти лица узнаваемы. Травматолог, проректор АГМУ Андрей Коломиец. Заведующий отделением хирургии краевой клинической больницы Игорь Аргучинский. Терапевт Дмитрий Гервазиев. Хирург Максим Ларионов. И женский докторский состав, конечно. Каждый из них рассказывает примерно одно и то же: «Консультировали, оперировали, лечили, спасали. Работали 24/7, жили прямо в больнице, в госпитале».

Пастельная техника, кажется, как никакая другая подходит для женского портрета. Хрупкость тургеневской девушки, приглушенный блеск глаз из-под опущенных ресниц… Это детский хирург Дарья Елькова (краевой клинический центр охраны материнства и детства, АГМУ). В октябре прошлого года она работала в Мариуполе, в единственной уцелевшей под бомбежками больнице. По ее словам, педиатрическая служба бывших украинских территорий, которые мы уже привычно называем «наши новые регионы», с 2014 года фактически развалена. Доктора в основной своей массе эвакуировались, кто в Россию, кто на Запад. Каждый выбрал свое. Доктор Елькова делится впечатлениями от своей командировки в ДНР:

– Работали мы с гражданскими людьми, которые вынуждены жить на заминированных территориях. Один неосторожный шаг, и человек попадает в ловушку. Да, довелось видеть и минные ранения, когда помогала коллегам во «взрослой» хирургии. Но ребятишек там очень берегут, слава богу, как у нас, так и там это обычная детская заболеваемость.

С Ольги Жарской, врача анестезиолога-реаниматолога художник написал три портрета. Вероятно, потому, что в каждый момент времени она разная. Самый точный, на мой взгляд – вот этот, с угаданной морщинкой боли меж бровей. Ольга спасала бойцов в военном госпитале первой линии на Артемовском направлении, там, где «легких» не бывает:

– Кровопотери, болевой шок, тяжелые состояния… Работаешь на таком конвейере день и ночь, лиц не помнишь, спасли – и слава богу. Думать о каких-то метафизических вещах некогда. Но если бы вы знали, если бы видели, с каким терпением и стоическим мужеством наши раненые переносят свои страдания. Да, вот эти самые молодые мальчики, которые ничем не выделялись в мирной жизни.

Пусть будет настоящее

Сейчас основная коллекция уже передана Музею военной истории.  Часть из них, со слов его заведующей Анны Поповой, – приобретение в рамках программы «Развитие культуры Алтайского края», другая часть – дар Сергея Боженко Алтайскому государственному краеведческому музею.  

Портреты уже экспонировались на краевой художественной выставке в выставочном зале музея «Город» и в Бердянске (Запорожье) – те работы, которые Сергей Боженко подарил Бердянскому художественному музею.

К слову, в должности заведующей Анна Владимировна всего месяц.

Первым заведующим военно-исторического отдела со дня его основания была Надеж­да Лямина, известный в крае знаток военной истории Алтайского края. Она и по сию пору остается верна своему родному музею.    

– Нам повезло с ее бесценным опытом, знаниями и интуицией. Бывает, у меня только вопрос возник, а у нее уже ответ готов, достаточно одного взгляда на нужную картинку, фотографию, предмет. По маленькому фрагменту фронтовой награды Надежда Александровна с ходу может определить, что это за медаль или орден, – рассказывает о коллеге Анна Попова.

Коснемся еще одного перспективного направления в музейной сфере – игр с интерактивными дополнениями. Программы разрабатывает Андрей Киселёв, адаптируя научно-просветительский контент к различным датам воинской славы. Например, при правильном ответе на вопросы, модель танка передвигается по игровому полю, добавляя динамику и увлекательность викторине, или же удачный бросок кубика может добавить победных баллов команде, забрав их у соперников.

Единое тематическое пространство залов, посвященное военным конфликтам разных лет, замкнет постоянная экспозиция СВО. Что же касается временной выставки «Время выбрало нас: портреты участников СВО», то ее открытие и демонстрация планируется в обновленном здании отдела «Музей военной истории», по адресу пр-т Комсомольский, 73б, осенью 2024 года.

Фоторепортаж