Контракт на крах: почему в Алтайском крае подрядчики не хотят возводить социальные объекты

17:13, 16 октября 2022г, Недвижимость 929


Контракт на крах: почему в Алтайском крае подрядчики не хотят возводить социальные объекты Фото №1
Контракт на крах: почему в Алтайском крае подрядчики не хотят возводить социальные объекты Фото №2
Контракт на крах: почему в Алтайском крае подрядчики не хотят возводить социальные объекты Фото №3
Контракт на крах: почему в Алтайском крае подрядчики не хотят возводить социальные объекты Миниатюра №4
Контракт на крах: почему в Алтайском крае подрядчики не хотят возводить социальные объекты Миниатюра №4
Контракт на крах: почему в Алтайском крае подрядчики не хотят возводить социальные объекты Миниатюра №4

Фото Евгений НАЛИМОВ

Строительство социальных объектов в Алтайском крае ведется низкими темпами, а некоторые стройки и вовсе остановлены. Но государство по-прежнему выделяет миллиарды на школы, детские сады и поликлиники, только возводить их некому. В чем проблема?

Рекорд лишь на бумаге

Подрядчик не выходит на торги по ряду причин: частые ошибки в проектах, необоснованные прокурорские проверки, несвоевременные платежи. Ситуация тревожная, заявляют эксперты, и если не обращать на нее внимания, то через несколько лет край останется без новых объектов соцкультбыта.

В Алтайском крае финансирование государственных строек достигло максимального за последние годы показателя – 17,4 млрд руб. Но эта сумма образовалась после провала торгов в прошлом строительном сезоне, и неосвоенные средства перебросили на год вперед.

Однако у строителей эти миллиарды остаются только на бумаге. По их данным, за девять месяцев 2022 года в Алтайском крае не состоялось 350 аукционов на возведение и капремонт соцобъектов. Некоторые лоты выставляли на торги несколько раз, однако компании не хотят работать по госконтрактам.

Не успели к юбилею

Один из самых показательных примеров провального аукциона – реконструкция краеведческого музея. Культурный объект хотели сдать к его 200-летию, которое будут отмечать в 2023 году. Но сейчас работы отложены на неопределенный срок.

– В 2021 году выросли цены на строительные материалы, тогда мы столкнулись с невозможностью пересчета сметной стоимости и выхода на рентабельность, – подчеркивает заместитель министра культуры Алтайского края Дмитрий Аристов. – Строители встали перед выбором – работать в убыток или не браться за объект.

На этом фоне музей трижды выставлялся на торги, но желающих браться за проект не нашлось. При этом смету все-таки пересчитали, стоимость работ выросла с 200 до 300 миллионов рублей, но на ситуацию это не повлияло. Подрядчик все еще не найден.

– Проходят конкурсы, а исполнителей нет. Мы пытались решить проблему, для этого внесли объект в раздел «Реновация» национального проекта «Культура», но желающих от этого не прибавилось. Поэтому мы заменили его на Художественный музей края, чтобы не потерять федеральные деньги. А ремонт краеведческого музея снова повис. Будем опять пересчитывать смету, но уже не в этом году, – подытожил Дмитрий Аристов.

Что мешает?

Основная проблема строительства соцобъектов – сложности с финансированием. Подрядчики, которые уже работают на госстройках, отмечают, что даже после пересчета сметы средства на работы поступают несвоевременно.

– У нас есть объект, где план освоения был не менее 30 миллионов рублей в месяц. Но он простоял без финансирования полгода. Министерства не могли решить этот вопрос из-за каких-то запятых. Пока ждали деньги, нам предлагали строить за свой счет. А сейчас от нас требуют своевременного выполнения плана. Мы же пытаемся совершить подвиг, – поделился главный инженер компании «Селф» Александр Жокин.

Также строителей беспокоит низкое качество проектных работ. Небольшая ошибка в расчетах может обернуться миллионными затратами. Сегодня в регионе нет ни одного объекта, который бы построили с первоначальной документацией, сообщил председатель Союза строителей Алтайского края Александр Мишустин. Это значит, что заказчики некачественно прорабатывают смету и на разных этапах в проект вносятся корректировки.

– У нас с компанией «Век-Строй» есть общий объект, – рассказывает гендиректор БКЖБИ № 1 им В.И. Мудрика Кирилл Овсянников. – Они обратились к нам и показали смету. В ней стоимость железобетонных конструкций составляет 15 миллионов рублей. Но фактически они стоят 34 миллиона. Оказалось, что нам дали смету двухлетней давности, в которой плиты с разными нагрузками стоят одинаково. Это техническая ошибка. Как исправить? У заказчика денег нет, времени нет, повторную экспертизу проходить никто не собирается. И это только один из примеров, подобные проблемы встречаются все чаще и чаще.

Эксперты вспомнили ситуации, когда в проектах указывают ненормативные сроки строительства, которые ведут либо к их срывам и проблемам с контролирующими органами, либо к снижению качества работ.

– Проектировщики не зря пишут, что положено десять месяцев на строительство. Почему у нас Министерство образования занижает срок в три-четыре раза? Невозможно по технологии за три месяца закончить строительство школы, – констатирует директор «Сибирского центра строительных материалов» Андрей Цуркан.

Сложность в том, что нередко заказчиками выступают муниципалитеты, где специалисты далеки от строительной отрасли. Как отмечает Дмитрий Аристов, не все понимают, насколько важен грамотный технический контроль, и выполняют его собственными силами. А результат получается плачевным.

В строительных компаниях уверены, что краю необходим единый заказчик. «Невозможно главврачу поликлиники или заведующему детским садом готовить аукционы, – уверен Александр Мишустин. – Они боятся этого и не понимают. Нужно создавать службу технадзора, тогда средства будут осваиваться в полном объеме».

Жалуются подрядчики и на прессинг со стороны прокуратуры, которая в первую очередь проверяет график освоения средств. Компании стараются придерживаться плана, но некоторые виды работ могут выполняться позже или раньше установленных сроков. Расхождение с графиком чаще всего возникает из-за капризов погоды и проблем с поставками стройматериалов. Но из-за этого компаниям выносят предписания и не переводят средства, а после проверок подрядчик тонет в бюрократических мероприятиях.

Как переломить ситуацию?

Все эти сложности наряду с низкой стоимостью госконтрактов, суммы которых недотягивают до рыночных, а также трудностями с поставками импортных материалов и оборудования делают сферу госконтрактов непривлекательной.

Строители считают, что властям края необходимо уже сейчас решать этот вопрос. Кроме создания в регионе службы единого заказчика, которая будет готовить проекты и документацию, выставлять лоты на торги и следить за стройкой, эксперты предлагают внедрить прямые контракты. Если у строителей не появится возможности заключать договор на возведение объектов без аукционов, отрасль может ждать крах.

Фоторепортаж