Маэстро, браво!

15:00, 28 апреля 2015г, Общество 1454


1
1

Фото Евгений НАЛИМОВ

В столице региона впервые состоялся концерт Пасхального фестиваля. С Симфоническим оркестром под управлением Валерия Гергиева выступили Академический взрослый и детский хоры Барнаула.

Билеты на единственный концерт Симфонического оркестра Мариинки были раскуплены задолго до назначенной даты. И это выступление было знаковым, уникальным.

Маршрут, дарящий радость

Тысячи километров пути, тысячи участников, десятки концертов, пасхальный поезд и самолеты с Симфоническим оркестром Мариинского театра и маэстро Гергиевым на борту – это ХIV Московский Пасхальный фестиваль. Его открытие и закрытие по традиции проходят в Москве в Большом зале консерватории, а региональный маршрут проложен по 26 городам России, побывают музыканты и в столице Казахстана - Астане. Поскольку нынешний фестиваль посвящается 175-летию Чайковского и 70-летию Победы, в нем прозвучат музыка Чайковского, симфонии Сергея Прокофьева и Дмитрия Шостаковича. Праздник музыки включает в себя четыре афиши: симфоническую, камерную – в ней прозвучат романсы Чайковского и «Песни, опаленные войной», хоровую – в ней примут участие коллективы из России, Болгарии, Греции, Армении, Грузии, Словакии, Сербии, Швеции, и звонильную – она порадует жителей и гостей Москвы и Подмосковья, Петербурга, Ростова Великого, также колокола услышат на Соловецких островах, в Великом Новгороде и во Ржеве.

Барнаул – это даже не середина долгого пути оркестра: до этого он выступил в старинных русских городах – Владимире, Рыбинске, Ярославле, Нижнем Новгороде, побывал на родине Чайковского, порадовал меломанов Сибири. Кстати, наши соседи-томичи присвоили Валерию Гергиеву звание почетного доктора Томского государственного университета. Изюминкой выступления коллектива в Барнауле стало то, что вместе с ним на сцене были Академический взрослый и детский хоры Барнаула.

Своим впечатлением от работы с маэстро поделилась руководитель детского хора Инесса Грицай: «Концерт был шикарный, звучание чаровало: монолит струнной и духовой группы, единообразие и унисоны внутри партии… Я расценила приглашение маэстро спеть вместе с оркестром как великую дань городу и бонус для дальнейшего роста. Маэстро гораздо проще было бы сыграть ещё пару миниатюр, которых в репертуаре коллектива тысячи. Но он пошёл другим путём... Маэстро, браво!»

«Хоры вернутся в школы!»

Так получилось, что на встрече с журналистами Гергиев говорил именно о том, почему он выбрал этот самый «другой путь». Потому что большая часть беседы была посвящена будущему – нашим детям.

– Что касается преподавания музыки в общеобразовательной школе, каких перемен нам здесь ждать? – это был первый вопрос журналистов.

– Я думаю, что если ваш замечательный край выдвинет тысячеголосый детский хор (считаю, что это реально), то у всей страны будет еще больше возможностей вернуть лучшее из того, что мы сначала собирали, потом теряли, сейчас снова собираем… Мы возродили хоровое общество, создали замечательный сводный детский хор России: он выступил в январе 2014-го в Мариинском театре, затем на закрытии Олимпиады в Сочи. Мы всячески стараемся способствовать тому, чтобы каждый регион имел свой тысячеголосый детский хор.

В рамках заседания совета по культуре предложение открыть или закрыть Олимпиаду-2014 выступлением детского хора было моим, а решение принял президент. Я не вправе поругивать другие организации или целые страны, но вот Лондонскую Олимпиаду закрывали, опираясь стопроцентно на поп-звезд, причем там выступали и артисты, которым было далеко за 70. Ничего в этом плохого нет, но у нас свои традиции, нам обезьянничать, мне кажется, не пристало. Решение было принято моментально – я даже не успел договорить, президенту идея понравилась. Я считаю, что вы можете искать много-много лет и не найдете ничего лучше детского хора в тысячу голосов, тем более представляющего едва ли не все города России.

– Дети из Алтайского края пели и в Мариинке, и на Олимпиаде. Вы сейчас поработали с ними, каковы ваши впечатления?

– Я считаю, что это очень хорошие эмоции, и стремлюсь активизировать движение именно в этом поколении.

Мне приятно видеть профессионалов, здорово, что в каждом регионе есть профессиональный хор. Но я стремлюсь, подчеркиваю, никого не обижая, активизировать, даже провоцировать детей 8-11 лет. Мне кажется, что это самый лучший, самый естественный, красивый и, если хотите, недорогой контингент – не надо строить нового зала, чтобы запел тысячеголосый хор. Можно репетировать и на открытой площадке, даже хороший спортзал можно использовать. Люди напрягаются, когда им говорят: вы нам постройте зал, и речь идет о миллиардах… Конечно, напряжение это вызывает и у губернаторов.

У вас очень серьезный губернатор, я с ним пообщался, он мне многое рассказал. Я успел увидеть три основные культурные площадки Барнаула и очень доволен, что за считаные часы очень многое удалось посмотреть, узнать, порепетировать. Мы акустически попробовали зал, пересадили целиком весь оркестр.

Мы решили отказаться от идеи играть огромную Третью симфонию Чайковского, а выбрали популярное, потому что в зале много детей. И они услышат фрагменты из «Щелкунчика», музыкальные сказки Лядова и короткую, очень запоминающуюся картинку «Баба-яга». Также прозвучат вступление к величайшей русской опере «Хованщина», «Послеполуденный отдых фавна» Дебюсси.

– В крае есть замечательные детские коллективы, проводятся хоровые фестивали. 6 мая состоится праздник хоровой музыки.

– Если мы приедем к вам вновь, то пятисот-, а еще лучше тысячеголосый детский хор к тому времени будет уже крепким коллективом. Я считаю, что нужно петь не только песни. Мне кажется, надо быть смелее. Мы, например, исполняли и ораторию Прокофьева. Это было необычно, смело и здорово прозвучало. И дети светились счастьем. В моей жизни это был один из самых запоминающихся дней – когда на новой сцене Мариинского театра поднялся занавес и мы увидели громадный хор, уходящий в небо…

Спасибо за внимание к тому, что происходит в планах хорового общества, благодарю за усилия всех музыкантов, руководителей местных хоров, которые нацелены на то, чтобы дети, не учащиеся в музыкальных школах, пели в детских хорах.

Есть люди в Министерстве образования и Минкультуре, которые считают: чтобы дети учились музыке, нужно отдавать их в музыкальную школу. Это глубоко ошибочная мысль, это позиция без будущего! И мое поколение, и поколение моего друга Дениса Мацуева помнят, как в общеобразовательной школе дети пели в хорах. Бороться за то, чтобы пели в музыкальных школах, глупо. Там готовят молодых пианистов, скрипачей, будущих победителей конкурсов – это здорово. Думаю, мы в конце концов добьемся того, что хоры вернутся в школы.

«Повезло Барнаулу!»

Что это было? Как это было? Вспоминая концерт, гости театра не жалели прилагательных в превосходной степени. Они говорили, что не слышали прежде ничего подобного, что музыка была божественна, феерична и великолепна, называли исполнение магическим и  фантастическим. Я попросила поделиться мнением о концерте известных в крае людей, посвятивших всю свою жизнь служению музыке.

Вот что сказала преподаватель Алтайского государственного музыкального колледжа Маргарита Климанова:

– Профессиональная аудитория самая сложная, играть для нее очень трудно. Но когда музыканты, слушая концерт, начинают не что-то вылавливать, а слушать – это показатель. Сегодня все… растаяли. Все было лаконично, точно, продуманно. Прекрасный состав музыкантов, чувствуется просто громадный музыкантский опыт за плечами у дирижера. Все фантастично, повезло Барнаулу! Это надолго запомнится.

Хорошо, что детские хоры объединились, оказались готовы к сотрудничеству – это радует! Инесса Грицай замечательно работает с детьми, у ее коллектива достойнейшие результаты. Считаю, что выступление детских хоров должно стать нашим брендом.

Музыковед Михаил Стюхин, говоря об одной музе, не мог не вспомнить музу другую, настолько он был переполнен восхищением:

– Божественная благодать возникает уже от того, как льется звук – что у струнных, смычковых, особенно у медной духовой группы. Какое благородство, чистота, глубина – и в качестве звука, и в содержании. И зримые образы возникают – если прелюдию «Послеполуденный отдых фавна» вспомним, то это получается совсем как у Мандельштама:

«Как бы цезурою зияет этот день:
Уже с утра покой и 
трудные длинноты,
Волы на пастбище, и 
золотая лень
Из тростника извлечь 
богатство целой ноты…»

Вот это пространство, благородное, красивое, рисует оркестр. И, слушая его, остается только удивляться тому, как прекрасно устроен мир.

Справка
Валерий Гергиев – народный артист России, Герой Труда Российской Федерации, четырежды лауреат Государственной премии России, художественный руководитель Мариинского театра с 1988 года.
Основатель и художественный руководитель международных фестивалей: «Звезды белых ночей», Московского Пасхального фестиваля, «Гергиев-фестиваля» в Нидерландах, «Классика на Красном море» в Эйлате (Израиль), Международного фестиваля в Миккели (Финляндия) и многих других важных российских и зарубежных событий. Он также председатель оргкомитета самого значительного российского конкурса – Международного конкурса имени П.И. Чайковского, почетный президент Эдинбургского международного фестиваля, декан факультета искусств Санкт-Петербургского государственного университета.

Фоторепортаж