В России три четверти малых и средних предприятий – семейные. Объясняем, почему

14:19, 23 мая 2024г, Общество 708


Фото из семейного архива Луниных
Фото из семейного архива Луниных

75% средних и малых предприятий в РФ являются семейными.

Об этом свидетельствуют данные Торгово-промышленной палаты. Представители второго поколения работают в 36% компаний, около 10% предприятий привлекают третье поколение.

В Алтайском крае тоже немало крепких семейных предприятий. Компания «Магия Трав» – одно из ярких доказательств этого. Ее основал отец, сейчас возглавляет дочь, а внуки уже помогают общему делу.

По стопам отца

Предприятие под брендом «Магия Трав» появилось в 2012 году, но эта история берет начало еще в 90-х. Тогда компания называлась «Травы России», ее возглавлял талантливый ученый, кандидат фармацевтических наук Пётр Лунин. Именно ему принадлежит идея создания флагманского бальзама, разработка технологии его производства и рецептуры.

В 2012 году прошла реорганизация, Пётр Александрович остался во главе научного и производственного процесса. Его дочь Наталья стала генеральным директором «Магии Трав», она отвечает за сбыт. Главным по снабжению стал сын ученого Константин. Его назначили на должность исполнительного директора.

Помогают в работе и другие члены семьи. Супруга Петра по образованию филолог, она занимается написанием текстов. Муж Натальи – юрист, его подключают, когда нужно решать правовые задачи. На вопрос, почему Лунин решил строить бизнес вокруг членов своей семьи, он отвечает однозначно.

«Семья может пожертвовать временем, деньгами. Каждый из них переживает за общее будущее и даже если будет злиться, продолжит работать. При этом мои дети – отличные специалисты фармацевтической отрасли. Их мнению можно верить, на их позицию не страшно опираться», – считает ученый.

Такой подход к делу приносит результат. Сегодня предприятие производит более 100 наименований эко-товаров на основе целебных растений, пантов и продукции пчеловодства. В прошлом году компания участвовала в конкурсе «100 лучших товаров России». Их разработки вошли в число победителей на региональном этапе, а флагманский бальзам попал в «золотую сотню» страны.

«В год нашего участия у Алтайского края было три предприятия, которые вошли в эту сотню. Это «Ротор», «Алтайхолод» и мы. Причем в нашей номинации бальзам стал единственным по всей стране, который попал в список лучших. Для нас это большой повод для гордости, – признается Пётр Лунин».

Чтобы предприятие ускорялось в своем развитии, «Магия Трав» оформляла субсидию на приобретение оборудования. Сейчас компания готовит документы для получения займа по нацпроекту «Малое и среднее предпринимательство» под новый инвестпроект. В случае одобрения приобретут дополнительное производственное помещение и увеличат объемы выпускаемой продукции.

Увлечь своим делом

Сегодня Наталья Земцова, дочь основателя компании, вспоминает, что ответственному отношению и любви к семейному делу отец учил ее еще в детстве.

«Папа – очень увлеченный человек, – с теплом отзывается она. – Он разработал безалкогольный бальзам, занялся его реализацией. А мы с братом принялись помогать расклеивать этикетки, упаковывать продукцию по коробкам. Именно тогда родился интерес и уважение к работе отца. И постепенно это перерастало в дело всей жизни. Не только его, но и нашей».

Передал Лунин-старший своим детям и любовь к фармацевтике. И сын, и дочь закончили по этой специальности медицинский университет. Наталья уже защитила диссертацию и стала кандидатом фармацевтических наук. Темой квалификационной работы был капсулированный препарат на основе пантов марала. Эта продукция еще не запущена в производство, но идея обязательно будет воплощена.

Константин тоже окончил медицинский, его защита кандидатской еще впереди.

«Я с детства знал, что пойду по стопам отца, – признается он. – Мальчишкой занимался оформлением бутылок. В студенчестве корпел над написанием технической документации к продукции. Теперь в мои обязанности входят снабжение, поиск и подбор оборудования, сертификация продукции, оформление документов».

И пусть обязанности распределены по всем членам семьи, многие вещи они делают сообща. Например, решают, какой препарат запускать в производство следующим.

«Идеи возникают разные. И мы можем их обговаривать как формально, так и неформально. В этом преимущество семейной компании – она работает 24/7. И нам не нужно устраивать совещания, собирать круглые столы, чтобы обсуждать интересные идеи. Это все происходит в процессе жизни, – подчеркивает Наталья».

Общее будущее

Гендиректор «Магии Трав» считает, что семейная компания всегда на первый план поставит процветание в будущем, а не сиюминутную выгоду. Поэтому отец, дети и даже внуки всегда найдут общий язык, прислушаются друг к другу.

«Работать с родными легко и просто. Без всяких но, – подчеркивает Наталья. – Иногда сложно отстоять свою точку зрения, но в спорах рождается истина. И мы прекрасно понимаем, что каждый из нас любит свою семью, предан ей, желает ей лучшего».

При этом в компании на первый план также выходят корпоративные вопросы и этика. В рабочей обстановке Лунины обращаются друг к другу по имени-отчеству, потому что каждый из них – отдельная единица, специалист и профессионал. О трудовой субординации забывать нельзя. Все эти ценности второе поколение прививает и своим детям.

«Мой ребенок уже проявляет интерес к нашему предприятию, – делится руководитель компании. – Мы его подключаем ненавязчиво, ненастойчиво.
Я рассказываю сыну о нашей деятельности, о текущих вопросах. Интересуюсь его мнением. Он высказывает современную и продвинутую точку зрения. Скрывать не буду, я бы очень хотела, чтобы он вошел в наш бизнес. Но это решение будет только за ним».

Фоторепортаж