Материализация духа

10:26, 15 августа 2014г, Общество 1983


Материализация духа Фото №1

Барнаульские казаки 10 августа спустили на обскую воду струг «Атаман Ермак, князь Сибирский».

Почти 400 лет назад казак Ермак Тимофеевич со своей ватагой покорял Сибирь. Это было покорение территориальное, географическое. Барнаулец Сергей Рождественский, чьими усилиями построен струг, замыслил посредством корабля «Атаман Ермак, князь Сибирский» покорение духовное.

– Я хочу собрать единомышленников, православных казаков, православный народ Сибири, который сейчас за дверьми отсиживается. Хочу настоящих действий от казачества. Ведь земля от Урала и до Аляски присоединена к России казаками... – говорит Сергей.

Человек состоит из духа и материи. В гармонии они находятся редко, чаще одно задавливает другое. В Сергее долгие годы преобладала материя, он был предприниматель, «занимался куплей-продажей», но угнетенный дух не давал покоя. И в 2006 году, как говорит Сергей, «происходила переоценка ценностей»:

– Я думал, что нужно сделать для страны, для края... И попросил у Господа дела всей жизни… Появилась мысль – надо строить корабль там, где начинаются реки Сибири, на Телецком озере, где собираются воды ледников с Алтайских гор. И я понял, что это ответ...

Когда человек ищет себя, Господь дает ему знаки, словно вешки расставляет. Такими знаками для Сергея стали поездка в Дивеево, село в Нижегородской области, одно из тех мест, где совершал свои подвиги святой Серафим Саровский. Особенное впечатление на Сергея произвела икона Божией Матери «Умиление» – заказал такую из полудрагоценных камней. Представьте себе его чувства, когда, приехав в Артыбаш для начала работ над своим кораблем, Сергей вдруг узнал, что тамошний храм также освящен в честь иконы Божией Матери «Умиление»! Икона, которую делали четыре года, стоит теперь там.

Корабль начали строить в 2006 году. По меркам нынешнего времени он невелик (19 метров в длину, четыре – в ширину), но, например, каравелла «Санта-Мария», на которой Колумб доплыл до Америки, была в длину 21 метр. Струг заложили 6 марта 2006 года. С самого начала не обошлось без помощи свыше.

– Нужно было килевое бревно восьми метров длиной. Где его взять? – рассказывает Сергей Рождественский. – Стандартные бревна 4-6 метров длиной. И вот стою я на берегу, пинаю снег ногой и вдруг попадаю по чему-то твердому. Бревно! Начал руками снег раскапывать – четыре метра, шесть метров… Думаю – это шутки какие-то?

Найденное бревно оказалось длиной 8,5 метра, ровно как надо. Более того, оно уже было подготовлено к работе – остругано. Откуда оно взялось на берегу, никто не знал.

Струг строили шесть лет. Летом Сергей строил корабль, зимой – зарабатывал на него. Денег требовалось немало – каждый из двух дизелей, установленных на струге, стоит по миллиону рублей. Непростому и для многих не очень понятному делу оказались подчинены интересы не только бизнеса, но и семьи.

– В семье трое маленьких детей, а у меня еще один ребенок – корабль… – говорит об этом Сергей.

Сам Сергей, понятно, не корабел, поэтому привлекал своих друзей из Петрозаводска, имеющих отношение к кораблестроению. А еще размышлял логически, какой должна быть лодка, которой придется идти не по льду даже, а по камням, ведь из Телецкого озера предстояло идти через Бию с ее перекатами и порогами. Передняя часть струга сделана пологой, чтобы корабль не таранил препятствие, а закатывался на него и перемахивал. Но на всякий случай, конечно, нос основательно укреплен и деревом, и железом.

– Мы делали носовую часть как лыжу… – объясняет Сергей. – Шли по Бии, впередсмотрящий кричит: «Камень!», а пока он кричит, струг уже на камень налетает. Идешь и молишься – вот где молитва хорошо идет!

Шли на двигателях. Парус есть, его поднимали на Телецком, но чтобы уверенно двигаться под парусом по рекам, нужно умение, которого ни у кого нет. С Телецкого струг вышел 29 августа 2013 года, осенью прошлого года пришел в Барнаул. В речном порту его вытащили из воды – осмотреть днище, провести мелкий ремонт. Так что нынешний спуск на воду уже второй. Соратниками Сергея в этом деле стали братья-казаки из Барнаульского городского казачьего общества, сотрудники МЧС, работники речного порта.

Без проблем не обошлось. «Санки» со стругом стояли на рельсах, по которым можно было подъехать к крану, а он бы спустил струг на воду без особых хлопот. Но рельсы по какой-то надобности разобрали. Метров триста до крана надо струг как-то дотащить. Идея была впрячься в постромки и тянуть струг по-бурлацки, на себе. Но от нее отказались – струг весит как-никак 16 тонн, а народу мало да технология этого ремесла, как говорится, утрачена, а без технологии только надорвешься. В конце концов подрядили два тягача. Перед непростым делом казаки отслужили молебен, корабль обрызгали святой водой. И – началось! «Санки» со стругом стояли на больших металлических трубах – расчет был на то, что по ним корабль и покатится. После того как за один рывок удалось проехать метра полтора, в публике и у казаков появился оптимизм – получится! Однако тут «санки» начали съезжать с труб, да еще и тягачи вязли в песке, которого тут – на метр-полтора. «Санки» приподняли домкратами, подложили трубы и начали тащить снова. Когда удалось подтянуть струг к месту, куда дотягивался своими стропами кран, пошло легче. В конце концов подтянули корабль к крану, он поднял струг и… Видимо, при перемещении точка баланса переместилась – в общем, корабль накренился и соскользнул с «санок» в воду кормой вперед! Народ на берегу ахнул. Но не зря говорят: как вы лодку назовете, так она и поплывет – «Атаман Ермак, князь Сибирский» выдержал и это. Только сильно повреждены носовая фигура Ермака да выяснилось, что немного пострадал руль. Интересно, кстати, что у Ермака откололась рука, в которой он держал булаву. А вот рука, в которой крест, на месте. Учитывая разные знаки, которыми сопровождались и строительство, и путешествие из Телецкого до Барнаула, можно предположить, что и это – знак: не с силой надо идти к людям, а со словом. Все же в XXI веке живем…

Сергей Рождественский сообщил нам, что после необходимого ремонта струг будет переведен на стоянку к речному вокзалу. В планах отметить 19 августа, день Преображения Господня, в этот день Ермак погиб. А потом принять участие в праздничных мероприятиях на День города. А потом?

– Многие удивляются, думают, зачем мне это… – говорит Сергей Рождественский. – Одни ищут корысть, другие думают, что это я для развлечения. Даже в голову не приходит никому, что я всерьез хочу собрать людей, которым не все равно. А корабль – это символ, знак, место сбора…

Фоторепортаж