«Гроза» на сцене Молодежного театра Алтая

20:00, 27 сентября 2021г, Культура 1322


«Гроза» на сцене Молодежного театра Алтая Фото №1

В программе Всероссийского фестиваля им. В. С. Золотухина на сцене МТА показали «Грозу» Няганского ТЮЗа.

Театр, три года назад ранивший сердца барнаульской публики камерной драмой «Наш класс», на сей раз привез спектакль для большой сцены. По периметру этой самой сцены расположились кусты и деревья из темных прутьев, собранных в «веники», а в центре – мягко подсвеченный помост в виде молнии (сценограф – Анвар Гумаров). Близость Волги, на берегу которой стоит город Калинов из пьесы Островского, временами выдают пар (или туман), клубящийся под ногами героев, их мечтательные взгляды куда-то в зал, поверх голов зрителей да разбросанные по сцене мятые пластиковые бутылки.

В этом зачарованном месте, созданном не только декорациями, но и светом, разворачивается семейный конфликт поколений. В нем родители навязывают давно отжившие ритуалы и правила, а детям остается подчиняться или хотя бы притворяться. Как это делают в свое первое появление на сцене Катерина и Варвара – невестка и дочь богатой купчихи Марфы Кабановой, эффектной моложавой дамы (Елена Киреева): опустившие глаза девушки идут, точнее, переминаются на месте с постными лицами, замотанные в платки и тусклые пальтишки.

«Странная какая-то Катерина», – прошептала сидевшая рядом зрительница. Но стоит свекрови на миг отвернуться, как главная героиня (ее играет Юлия Шенгиреева) рывком скидывает этот блеклый наряд и оказывается светловолосой девчушкой с модной стрижкой каре и в платье с крупными розами. И мы видим в ней пылкую мечтательницу, разочарованную в своем браке с милым и безобидным, но скучным Тихоном (Ильнур Мусин). А еще она страдает от гнетущей атмосферы в доме и влюблена в человека, которого видела лишь мельком.

Вынужденное притворство, всеобщую мимикрию и невозможность открытого бунта режиссер спектакля Екатерина Гороховская аккуратно выносит на первый план. В этой «Грозе» вообще удалось множество важных вещей. Например, артисты произносят текст полуторавековой выдержки так, что он не кажется архаичным. Наверное, поэтому таким возмущенным смехом встретили зрительницы наставления Кабанихи, обращенные к сыну, что жена, мол, должна мужа бояться. Да и сами герои выглядят более-менее нашими современниками без особого насилия над пьесой – как обаятельный гопник Кудряш (Виталий Шенгиреев) или Дикой (Дмитрий Дроздов), странница Феклуша (Анастасия Крепкина) или та же Марфа Кабанова. А атмосферная сценография и музыкальное оформление заставляют сожалеть о том, как глупо обрываются судьбы на этом таинственном берегу.

Об итогах IV Всероссийского Золотухинского фестиваля, которые были подведены вчера вечером, мы расскажем в ближайших номерах «АП».

Фото: Молодёжный театр Алтая

Фоторепортаж