Неизбежный реализм: искусствовед разобрал работы самодеятельных художников на выставке "Слет"

18:55, 21 февраля 2023г, Культура 907


Неизбежный реализм: искусствовед разобрал работы самодеятельных художников на выставке "Слет" Фото №1

В минувшую субботу в барнаульской галерее «Республика ИЗО» искусствовед, доцент Алтайского госуниверситета Михаил Чурилов разобрал сильные стороны и недостатки работ участников традиционной выставки «Слёт» – самодеятельных художников старше 35 лет.

Чем больше пишем…

Организаторы назвали мероприятие «обход выставки» и подчеркивали, что это не лекция и не экскурсия, а участники могли задать специалисту любой вопрос и даже поспорить. Подобный формат в «Республике ИЗО» не редкость: Михаил Чурилов уже дважды обходил таким же образом молодежную выставку «Собрание», и, к слову, нынешний «Слёт» ему показался сильнее и интереснее. Чтобы ответственно подготовиться, он заранее обошел обширные пространства галереи в компании коллег – барнаульских искусствоведов.

Что важно понимать про «Слёт»: как и на молодежное «Собрание», на эту выставку произведения живописи, графики, скульптуры и декоративного искусства принимают без какого-либо отбора, это принципиальная позиция комиссара галереи Вадима Климова. Но возможность выслушать непредвзятое мнение профессионального искусствоведа оказалась для участников важна, так что не меньше половины гостей, пришедших в этот день на обход экспозиции, составляли именно художники.

 – Что рисуют наши авторы? Мы живем в провинции, поэтому у нас превалирует реализм. Это даже предопределено географией: рядом с нами Горный Алтай, тут сам бог велел быть реалистами, – говорит искусствовед. – Даже на молодежной биеннале «Аз.Арт Сибирь» в 2021 году по-прежнему не было номинации «Современное искусство», это тоже о чем-то говорит.

 Начинающим художникам он дал несколько общих советов: уделять внимание колориту и композиции (в идеале S-образной), но главное, чтобы картина содержала эмоцию. «Что отличает признанных художников от ремесленников? То, что они бесконечно работают. Чем больше мы пишем, тем лучше получается», – заметил Чурилов, посоветовав тем, кто только начинает заниматься творчеством, читать телеграм-канал искусствоведа Софьи Багдасаровой, которая много пишет о том, как создать шедевр.

 Вслед за импрессионистами

 – К критике мы привычные, – рассказала корреспонденту «АП» художница Татьяна Филиппова, участница клуба «Возрождение», ей в экспозиции принадлежат четыре живописные работы. – Я лет 10 как рисую дома самостийно, а года три назад пошла в художественную школу на вечернее отделение ради теории. А вообще всю жизнь проработала в аграрном университете на кафедре философии, сейчас пенсионер.

 Ее соратница по клубу Елена Береженцева – бывший экономист, рисовать начала в 28 лет, когда была уже начальником отдела на предприятии. Говорит, что творчески расти мешает отсутствие постоянной студии, где можно было бы собираться, писать маслом и обсуждать работы друг друга, ведь только так и можно наработать опыт.

 – Иногда мы даже участвуем в самых главных краевых выставках Союза художников, там работы отбирает комиссия из 10 человек, серьезный подход, – говорит Елена. – А вообще у нас есть куратор – художник Борисов, он подсказывает, подправляет, мы без него уже никак.

 А мастер-парикмахер Светлана Мусатова провела детство в художественном музее казахстанского Павлодара, где ее бабушка была смотрителем, потом окончила художественную школу. Но к творчеству вернулась только в 2020-м, когда всех усадили на карантин. На «Слёте» она показала два барельефа, выполненных обычной гипсовой шпаклевкой. Говорит, панно «Город» делала где-то полгода: «Сначала лепится основная масса, когда шпаклевка подсохнет, вырезаем. А сверху накладываем детали: один цветочек, потом ждем, когда подсохнет, дальше второй, третий».

 Что касается профессионального мнения, то Михаил Чурилов был более чем корректен в оценках работ. В силу профессиональной насмотренности в самых неожиданных произведениях искусствовед мог отыскать сходство с творчеством барнаульского графика Николая Зайкова или великого московского концептуалиста Ильи Кабакова. Давал советы по поводу цвета рам и паспарту, призывал изучить понятия «сфумато» и воздушной перспективы и вслед за импрессионистами отказаться от глухих черных теней, ведь они, если присмотреться, совсем не черные...

Фоторепортаж