Что представила лаборатория новой режиссуры и современной драматургии «#Всмысле»

20:05, 04 июля 2019г, Культура 1267


1
1

В Молодежном театре Алтая прошла лаборатория новой режиссуры и современной драматургии для молодежи #ВСМЫСЛЕ. Шесть молодых режиссеров – магистрантов Школы-студии МХАТ – представили 27 и 28 июня примерно часовые эскизы спектаклей по современным пьесам о подростках и для подростков. Руководителем лаборатории стал известный режиссер, педагог Школы-студии МХАТ, художественный руководитель Центра им. Вс. Мейерхольда (ЦИМ) Виктор Рыжаков. А модератором горячих зрительских обсуждений выступила известный московский критик, арт-директор ЦИМа Елена Ковальская.

Кстати, в получившихся эскизах была занята не только почти вся труппа барнаульского театра, но и многочисленные студенты актерского курса при МТА, проявившие себя весьма убедительно.

Поводы для диалога

Лабораторию удалось провести на средства губернаторского гранта в сфере культуры и при поддержке Союза театральных деятелей России. Директор барнаульского театра Ирина Лысковец объясняет:

– Нам необходим этот опыт, ведь, как вы знаете, в нашем репертуаре много классики. И сейчас важно найти нашего настоящего зрителя – подростков, молодежь, привлечь их в театр, установить с ними диалог.

Поводом для такого диалога и стала современная российская драматургия – та самая, которую зрители, да и театральные деятели, часто обвиняют в корявости языка и чернушности. Но вдруг выяснилось: если как следует поискать, можно найти достойный, актуальный материал.

– У нас было задание взять пьесы для молодежи, причем мы выбирали из самых свежих, – рассказала нам участница лаборатории режиссер Евгения Саргина. – Я просматривала пьесы Володинского фестиваля, фестиваля «Любимовка», шорт-лист премии «Ремарка». Там много искренних и честных историй про молодежь. В итоге взяла пьесу 2018 года Ришата Мухтарова.

Сильное чувство

Свой эскиз под названием «Протест», посвященный подростковому бунту против всего мира, Евгения Саргина поставила в форме ток-шоу (для подготовки ей даже пришлось посмотреть программу Андрея Малахова). В центре сюжета – абсурдная идея одного старшеклассника снять… порнофильм с участием ровесников, чтобы выразить свой протест против порноиндустрии. Со съемками, понятное дело, не сложилось, но родителей он под удар поставил.

После каждого эскиза на обсуждениях оставалось абсолютное большинство зрителей и не было нужды упрашивать их выразить свое мнение. Пьесу «Протест» (как и многие другие) обвинили в незначительности проблематики. Но в итоге неожиданно сошлись на том, что родителям подростков этот спектакль мог бы многое о них объяснить.

Вообще, на известный упрек в сторону современной драматургии, мол, зачем смотреть это в театре, если мы это видим каждый день в жизни, театральный критик Елена Ковальская отвечает так:

– Как и любой зритель, я ищу в театре реальности, похожей на мою, но в которой уже побеждены какие-то беды нашего времени. Здорово, когда театр создает между артистами и зрителями тот опыт, который еще невозможен в жизни. Вчера на показах у меня было переживание подобного рода и оно не зависело от качества пьес. Я видела, что мы разговариваем, что люди выносят совместные суждения, – значит, мы способны договариваться. Это было очень сильное чувство, которое могло возникнуть только в театре. А пьеса послужила для него поводом.

Эффект подсматривания

Эскиз «Аркаша больше не косячит» режиссер Дмитрий Мышкин поставил по документальной пьесе из жизни совсем молодого парня. В ней было все, что только можно вообразить: семейное насилие, развод родителей, детский дом, беременность несовершеннолетней подруги, мелкий криминал и тюрьма. Но режиссеру с исполнителем главной роли Аркаши – студентом актерского курса АГИКа Даниилом Поповым – удалось не скатиться в беспросветность и даже найти поводы для оптимизма. Ведь Аркаша и правда теперь старается не делать глупостей!

В «Церкви пресвятого Макчикена» режиссер Евгений Маленчев, наоборот, представил мир благополучных подростков, у которых есть психологи и репетиторы. Их жизнь тоже полна проблем, хоть и другого порядка: родители не понимают, но жестко контролируют, а ровесники… ну, тут вообще «все сложно». Порой казалось, что мы буквально подсматриваем за героями, которых максимально естественно сыграли артисты МТА (а некоторые были старше своих персонажей на 10 – 15 лет!).

А одним из самых радикальных с точки зрения режиссуры оказался эскиз Родиона Барышева «Ганди молчал по субботам» – история одиночества подростка в большой семье.

– Когда я читаю пьесу, мой первый вопрос: что я чувствую? И от этой пьесы осталось одно слово – «глухота», – так ответил Родион Барышев на замечания зрителей. – Герои вроде разговаривают, но в такой вакуумной зоне… Знаете, я устал от лабораторий, на которых пересказывают текст, задача режиссера – пропустить его через себя. И я благодарен артистам, у нас не было такого режиссерского диктата: ты стой здесь, а ты пойдешь туда. Это была совместная работа.

Успеть за переменами

– Лаборатория подразумевает не столько результат, сколько процесс, в котором происходят важные изменения – в нас самих, в нашем осознании мира и театрального пространства. Мы пытаемся понять, каким языком сегодня разговаривает театр со зрителем, какие ключи мы находим к текстам, которые пишут молодые авторы, – объясняет руководитель лаборатории #ВСМЫСЛЕ Виктор Рыжаков. – Театр – искусство, которое существует во времени, сегодня – так, а завтра все изменилось. И мы должны успевать за этими изменениями.

Какой-то из шести эскизов, возможно, станет спектаклем. Причем директор МТА Ирина Лысковец обещает учесть результаты зрительского голосования.

А Школа-студия МХАТ и ЦИМ еще вернутся в Барнаул: 16 и 17 июля их выпускники представят два спектакля – «Чуш» по рассказам Виктора Астафьева и «Оттепель» по текстам Александра Володина. Показы пройдут на сцене городского Дворца культуры.

Фото предоставлены МТА

Фоторепортаж