Ночь всевозможных рекордов. Как проходила «Ночь музеев» в Алтайском крае

13:00, 21 мая 2019г, Культура 955


1
1

Фото Евгений НАЛИМОВ

18 мая на Алтае прошла культурная акция «Ночь музеев». Посетителей ожидала ночь всевозможных рекордов. В этом году число официальных участников – государственных, частных, ведомственных и школьных музеев, галерей и арт-пространств – впервые перевалило за сотню. Барнаульцам пришлось выбирать из 41 пункта программы, в которой нашлось место школам, паркам, вузам и старейшей гостинице краевого центра.

Попали в историю

На экскурсиях в гостинице «Алтай» рассказывали о том, что идея ее строительства возникла в 1937 году после образования Алтайского края. Здание в стиле ар- деко и неоклассицизма должно было символизировать величие государства. В разные годы здесь останавливались гипнотизер Вольф Мессинг, артист Александр Вертинский, режиссер Эльдар Рязанов, а в 1940-е – целая съемочная группа фильма «Кащей Бессмертный», который, как известно, снимали в Тальменском районе. В ходе недавней реставрации архитекторы и дизайнеры старались восстановить первоначальный облик здания и сохранить мелкие детали, вплоть до лепнины на потолках.

Ясная, пусть и ветреная погода наконец-то позволила провести множество концертов под открытым небом. А краеведческий музей и вовсе удивил горожан мотошоу в исполнении команды S.S.R. CREW, хотя были здесь и традиционные экскурсии, и мастер-классы (в одном из залов дети учились писать гусиным пером – та еще экзотика для поколения, не расстающегося со смартфоном!). А в маленькой песочнице во дворе устроили «археологические раскопки»: детям выдали широкие кисти, объяснили правила, а затем рассказывали об извлеченных из песка отшлифованных камешках и керамических донышках.

Мрачные тайны

Художественный музей, занимающий старинный особняк на улице Горького, не может похвастаться обширными площадями, поэтому «Музейная ночь» здесь началась прямо в гардеробе, где учили делать декоративные подсолнухи. По соседству шло представление Балаганного театра Петрушки – «Сказ про беглеца Сороку» по Марку Юдалевичу, причем автор спектакля Елена Кощеева работала в костюме-ширме. Оказывается, такую систему придумали ярмарочные артисты еще в XVIII – XIX веках – она удобна для площадных представлений.

– Я называю эту конструкцию «человек-театр», – смеется Елена. – Мы с дочерью Аллой – последние ученики известного художника кукольного театра Бориса Щербакова, это он показал нам, как делать кукол. Бориса Андреевича давно нет с нами, а наши куклы все множатся, появляются новые спектакли.

Завершилась «Ночь музеев» в ГХМАК очередной экскурсией в мрачный подвал старинного особняка, вокруг которого сложилась красивая, хоть и неправдоподобная легенда о двух братьях, любовном треугольнике с француженкой-гувернанткой, жестоком убийстве, окровавленном призраке и замурованном в кирпичных стенах скелете, будто бы обнаруженном в 1929 году.

– Вот вам смешно, а когда мы впервые спустились в подвал вечером и на экранах планшетов и телефонов начали метаться какие-то блики, стало страшновато! – уверяет сотрудница музея Светлана Артюхова.

Раскрыть в себе талант

Год театра в России стал центральной темой музейных программ, в этот вечер сыграли множество драматических и кукольных спектаклей. В ГМИЛИКА, где есть целый зал, посвященный театральному искусству, рассказывали о театральных куклах, а артисты Молодежного театра Алтая проводили настоящий актерский тренинг.

Известный скульптор Александр Парфенов представил здесь выставку произведений корнепластики.

– Знаете, после каждого крупного российского фестиваля деревянной скульптуры несколько провинций Китая проводят свои смотры на ту же тему и просто повторяют чужие работы, – рассказал нам скульптор. – Но если мы возьмем не бревно, а более изысканный материал – вот такие коряги, которые росли где-то на горных склонах, были вырваны потоком и выброшены на берег, то повторить еще раз такую вещь невозможно. Ты просто берешь в соавторы природу, причем осознанно становишься вторым номером, и это всегда выглядит убедительно.

Косили на болоте

В этот вечер много где чеканили сувенирные монетки, но на открытой площадке «Города мастеров» можно было попытаться самому освоить кузнечное ремесло, особенно эффектное под ночным небом. А еще здесь преподавали искусство керамики, чеканку по бересте – ту самую технику, в которой оформляют опояску любого туеска.

Мастер музыкальных инструментов Александр Гнездилов учил играть на гуслях разных систем. «Впервые в жизни сыграла на музыкальном инструменте, хотя давно мечтала попробовать. Не так уж сложно!» – сообщила нам посетительница Виктория.

Здесь же под руководством народного мастера Полины Гладких плели из рогоза декоративных рыбок, расчесывая им плавники обычной вилкой.

– Это уже третья моя поделка из рогоза, каждый год на «Музейную ночь» сюда приходим, – говорит участница мастер-класса Юлия. – Уже сплели с ребенком ангелочка и лошадку, и знаете, они так здорово смотрятся в интерьере!

– Где берете этот материал? – спрашиваем у мастера.

– На болоте! Сами косим, сушим, вымачиваем, муж помогает на машине возить, – говорит Полина Гладких. – Видите вон те большие фигуры и сани – столько материала ушло на них... Рогоз приятный, живой, мягкий, как веревочка, и эластичный. И в интерьере на него сразу обращаешь внимание, а многим еще и запах нравится…

Фоторепортаж