В Молодёжном театре Алтая прошел премьерный показ спектакля «Ноябрьский зов»

19:44, 01 марта 2023г, Культура 1414


В Молодёжном театре Алтая прошел премьерный показ спектакля «Ноябрьский зов» Фото №1
В Молодёжном театре Алтая прошел премьерный показ спектакля «Ноябрьский зов» Фото №2
В Молодёжном театре Алтая прошел премьерный показ спектакля «Ноябрьский зов» Фото №3
В Молодёжном театре Алтая прошел премьерный показ спектакля «Ноябрьский зов» Миниатюра №4
В Молодёжном театре Алтая прошел премьерный показ спектакля «Ноябрьский зов» Миниатюра №4
В Молодёжном театре Алтая прошел премьерный показ спектакля «Ноябрьский зов» Миниатюра №4

В Молодёжном театре Алтая в длинные выходные прошли премьерные показы спектакля «Ноябрьский зов» по пьесе Марии Малухиной.

История одного немного несуразного школьного похода, как показалось корреспонденту «АП», нашла отклик в сердцах и подростков, и их родителей.

Вообще-то так и было задумано: спектакль поставлен по проекту «Детки и предки. Сибирь» новосибирской автономной некоммерческой организации «Культурный город» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Задача проекта – наладить диалог между поколениями через театральные постановки. А главная заслуга тут, похоже, принадлежит драматургу Марии Малухиной, которая уже знакома многим барнаульцам старше 12: спектакль по ее пьесе «Василисса» в 2021-м стал зрительским хитом МТА и теперь ездит по театральным фестивалям. Но если «Василисса» была все же сказкой о взрослении и опиралась на славянские мифы, то «Ноябрьский зов» укоренен в современности с ее зависимостью от гаджетов и соцсетей.

Между Зигги и Зигги

Однажды вечером восьмиклассница Лиля Макарова (актриса Диана Зяблицкая) узнает, что, во-первых, из Москвы приехал погостить дедушка Сергей Геннадьевич (Александр Чумаков), которого она практически не знает, а во-вторых, ей с ним предстоит идти в школьный поход с целью наладить отношения. Лиля уверена, что никаких отношений быть не может: всю свою жизнь она видела, как ее мама-психолог плачет после разговоров по телефону с властным и авторитарным отцом, столичным светилом хирургии, который уверен, что она предала медицинскую династию. Но родители мягко настаивают, да и Зигги Стардаст, с которым Лиля общается посредством личного дневника, предлагает ей смотреть на вещи шире. Так что на следующий день девушка с дедом приедут на вокзал, чтобы вместе с другими одноклассниками, их родителями и двумя учителями отправиться в поход в середине ноября.

Что еще за Зигги Стардаст? Дело в том, что адресатом своих дневниковых записей Лиля выбрала культового персонажа – британского рок-музыканта Дэвида Боуи, центральную фигуру одного из его ранних альбомов: андрогинного человекоподобного инопланетянина с огненно-рыжими волосами и красно-синей молнией через все лицо. В спектакле его играет Роман Чистяков. Он же чуть позже появится в утрированном образе другого Лилиного Зигги – отца психоанализа Зигмунда Фрейда (главная героиня – девочка начитанная).

Кроме Лили, в ноябрьский поход собрались одноклассник Коля с папой – эксцентричным айтишником на ЗОЖе, Арина с мамой – начинающей звездой соцсетей, конфликтный парень Женя по прозвищу Жаба и замкнутая Стася из очень религиозной и очень многодетной семьи. Возглавляют поход молодая классная руководительница с гигантским рюкзаком, которая, как все подозревают, вот-вот разрыдается из-за сложностей общения с ее подопечными-подростками, и флегматичный опытный физрук по прозвищу Борщ.

Ориентация на местности

Режиссер спектакля Пётр Норец выступил и в качестве сценографа, превратив скромное пространство малой сцены МТА в этакий березовый лесок, причем очень условные белые столбики с черными полосочками в нужные моменты еще и светятся. Посреди сцены здесь проложили железную дорогу, упирающуюся в большой белый круг с дверцами – то ли луну, то ли просто экран для проекций. На нем мы будем видеть сюрреалистический пейзаж из окна электрички, там же моргнет своими инопланетными глазами оживший молодой Дэвид Боуи, а в конце, когда все доберутся до ночного походного костра, мы насчитаем на экранном небе много лишних звезд и планет.

Жанр постановки обозначен как «экстремальное ориентирование на местности внутренних миров землян разных возрастов». И эти внутренние миры куда запутаннее, чем ноябрьский березнячок, в котором нужно искать флажки и выполнять задания, разбившись на пары. Скоро выяснится, что между Лилей, Колей и Ариной сложился треугольник, две стороны которого и себе-то едва ли признаются в истинных чувствах. Что Жаба и Стася – не просто странные одиночки. Что комичный Колин папа (Анатолий Кошкарёв) после развода в качестве новой цели в жизни выбрал спорт, курить вот бросил 13 дней назад. Что даже у раздражающей всех Арининой мамы (яркая роль Светланы Лепихиной) есть своя «светлая цель». И что учителя, в конце концов, тоже обычные люди, а не святые примеры для подражания, и это нормально.

Автор пьесы и режиссер спектакля идут от стереотипа, набора узнаваемых черт и обстоятельств к подлинной внутренней уязвимости и даже боли, а через них – к взаимопониманию и примирению. Но особенно здесь удались подростки – сложные, полные противоречий, а артисты МТА наделили эту гремучую смесь эмоций большим обаянием.

Фоторепортаж