Выставка Андрея Никулина проходит в художественном музее Алтайского края

10:00, 29 сентября 2018г, Культура 1777


Выставка Андрея Никулина проходит в художественном музее Алтайского края Фото №1
Выставка Андрея Никулина проходит в художественном музее Алтайского края Фото №2
Выставка Андрея Никулина проходит в художественном музее Алтайского края Фото №3
Выставка Андрея Никулина проходит в художественном музее Алтайского края Миниатюра №4
Выставка Андрея Никулина проходит в художественном музее Алтайского края Миниатюра №4
Выставка Андрея Никулина проходит в художественном музее Алтайского края Миниатюра №4

Фото Евгений НАЛИМОВ

В Государственном художественном музее Алтайского края (ГХМАК) открылась новая выставка.

Вероятно, в прошлом веке это малое по размерам, но светлое помещение особняка могло служить детской, классной комнатой или кабинетом. Нынче же в нем разместилась выставка – конечно же, камерная. Посмотришь на одну картину, отойдешь к противоположной стене – направишь взор на другую. 
И из сотен мазков пред тобой каждый раз вырисовывается красота... Поверьте, совершать броуновское движение в заданном квадрате можно бесконечно долго. Потому что в Художественном музее – снова выставка творений Андрея Никулина.

Не могу не согласиться с людьми, твердо убежденными в том, что картины должно смотреть, описывать же их – дело специалистов. Но смотреть полотна нужно вместе с искусствоведами, в идеале – с куратором выставки. И тогда сквозь призму биографии мастера увидишь нечто особенное. Проведешь параллели, которые заставят тебя о многом задуматься. Например, о трагизме жизни художника, о верности таланту, о благодарности ученика…

*   *   *

Сложно представить, что 59 лет назад, в 1959 году, об Андрее Никулине не было известно ничего. Но – удивительное совпадение! – именно в год образования ГХМАК в командировку на Алтай для работы над фильмом И. Пырьева приехал уроженец Барнаула художник «Мосфильма» Борис Чеботарев.

– Это знаковая фигура для нашего музея, – заявил куратор выставки Евгений Пешков. – Его отец, Марк Чеботарев, был художником, он даже брал уроки у Репина. По воспоминаниям, в доме Чеботаревых имелось много картин – и самого хозяина, и его товарищей (в том числе А. Никулина и Г. Гуркина). Полотна висели на стенах, хранились в сундуках. Сам Марк Чеботарев умер рано, когда его сын был еще ребенком. Все же картины сгорели вместе с домом в пожаре 1917 года. И от художника М. Чеботарева не осталось ни одного произведения… Сын же его открыл для людей творчество Андрея Осиповича Никулина.

Случилось так, что Борис Чеботарев задолго до Великой Отечественной перебрался в столицу. У Андрея Никулина не было своих детей, он воспитывал племянников. Вот на племяннице-то Никулина и женился Чеботарев. Андрей Осипович привел молодого художника на «Мосфильм», где сам работал.

– Кстати сказать, за работу в кинематографе Никулин получил звание заслуженного деятеля искусств, – отметила на открытии выставки директор ГХМАК Инна Галкина. – У художника было 27 изобретений, которые двигали вперед процесс съемки. Например, такое: сочетание живой природы и настолько замечательно написанного фона, что в фильме они сливались в единое целое.

После лет учебы, работы за границей и на родине, долгие годы – с 1924-го по 1945-й – Андрей Никулин трудился в кинематографе. В качестве художника-оформителя принимал участие во всех картинах того времени (среди них, например, знаковые «Руслан и Людмила», «Новый Гулливер»). Кроме того, Никулин создал художественную мастерскую на «Мосфильме», обучил немало художников, монтажеров, операторов. Стоит отметить, что Борисом Чеботаревым в первый же год существования ГХМАК были переданы в музей картины Никулина не только из собрания семьи, но и из мосфильмовской мастерской – всего порядка 70 работ, составивших основу коллекции. Ее формирование было продолжено Ларисой Иосифовной Снитко. Выдающийся искусствовед написала и первую монографию о художнике.

Не одно поколение сотрудников ГХМАК отдало силы формированию фонда А.О. Никулина (порядка 150 полотен из известных 180!) и изучению творческого наследия мастера. В 2014 году вышло замечательное издание «Андрей Никулин – художник большой страны». Его автор Ольга Бабина – бывший сотрудник ГХМАК, а ныне главный хранитель Государственного Русского музея, – защитившая кандидатскую диссертацию по творчеству Никулина. В 2017 году ГХМАК за работу по сохранению и изучению наследия художника получил престижнейшую премию им. А. Невского. Единственную, которой вознаграждаются заслуги музейщиков.

*   *   *

Какие же полотна вы сможете увидеть на новой выставке? Центральное место, конечно, должна была бы занимать картина «Голубой Алтай». Но она настолько востребована, что постоянно экспонируется вне региона. Скоро, например, полотно увидят в Манеже москвичи и гости столицы – оно будет представлено на выставке «Сокровища региональных музеев».

Мы же в ГХМАК можем полюбоваться «Кедровым лесом», «Камнями на р. Белокуриха», «Грозой на озере» и многими другими картинами – зарубежного, саратовского периодов творчества Никулина. Узреем мы и барнаульские виды, среди которых самая ранняя датированная работа – «Барнаул. Избушка в лесу» (1897). И такие – пусть не раз виденные уже! – эти картины родные, что вспомнятся слова их автора: «Поверите ли, как только сел в поезд, чтобы ехать в Париж, свет мне стал не мил, затосковал по родине. Вспомнились деревянные уютные улочки Барнаула. Тяжело мне стало…»

Фоторепортаж