Один из самых самобытных художников открыл выставку в Барнауле

16:00, 02 февраля 2020г, Культура 1681


1
1

Фото Олег БОГДАНОВ

«Гляжу в грядущее с надеждой» – так называется выставка самобытного графика, мастера современного лубка Александра Потапова, открывшаяся в Художественном музее. В феврале художнику исполняется 80.

В юбилейную экспозицию вошло около сорока графических и живописных работ, выполненных в разных техниках, а также инсталляция.

Слово – как пташка

Куратор Оксана Сидорова говорит, что определиться с концепцией нынешней выставки было непросто: самый большой зал во временном пристанище ГХМАКа на улице Горького не так уж велик, а выбирать пришлось из огромного массива работ разных лет. В итоге остановились на тех вещах, которые Александр Никитович создал в последнее десятилетие, добавив и работы из его давних графических циклов «Пословицы и поговорки русского народа», «Праздники русского народного календаря», «Сибирская свадьба» и «Масленица» (за последний художник в свое время был награжден Демидовской премией). Все-таки наиболее известен Потапов именно как автор лубка – он и составляет основу выставки.

Потапов говорит, что увлекся лубком еще во время учебы в Иркутском училище искусств. Причем началось все с плаката.

– На защиту диплома нужно было сделать три плаката: «Иркутск деревянный», «Ленские писаницы» и «Байкал – жемчужина Сибири». А это искусство тоже ведь связано с разными надписями. В 1970-е годы на первых выставках я уже показывал такие картиночки. Но по-настоящему я открыл лубок после знакомства с Пензиным в Доме творчества (художник Виктор Пензин был популяризатором лубка в Советском Союзе. – Прим. авт.). Как начал делать эти листы, так до сих пор не могу остановиться. Потому что наше русское слово настолько меткое! Вылетает, как пташка. И очень душу греет.

С позиции современного человека

Присмотреться повнимательнее, уделить внимание слову призывает и куратор выставки. Художник уже долгие годы вдохновляется пословицами и поговорками, собранными Далем.

– У Александра Никитовича в мастерской есть замечательный двухтомник Даля. От него невозможно оторваться, потому что поговорки проиллюстрированы художником прямо на страницах книги! Такие эскизы ручкой или карандашом. Потом многие идеи были воплощены в цвете, – рассказывает Оксана Сидорова. – Важно, что эти пословицы трактуются им с позиции современного человека. В каждой работе у художника прямой диалог со зрителем.

Несмотря на внешнюю гротескную веселость, художник задается серьезными вопросами, говорят искусствоведы. В пример приводят один лист под названием «Вали, что в мешок. Сыпь, что в закром». На первом плане два разудалых мужичка в рубахах, украшенных серпами и молотами, в руках – балалайка и гармонь. Надпись: «СССР, 1937 год». Присмотревшись, за их плечами мы замечаем вдали бараки, вагончики, машину спецобразца. И вспоминаем, что советская экономика той поры использовала подневольный труд заключенных.

– У Александра Никитовича сложная судьба, как и у всех детей войны, – говорит Оксана Сидорова. – Его отец работал бухгалтером в поселке, где были заключенные, и в семье понимали, что дорожка от дома до барака может быть очень короткой: в те годы любой человек мог быть арестован по какому-то обвинению… Жили очень бедно и голодно – и разве не удивительно, что в таких условиях Потапов захотел стать художником?

Не только фольклор

Впрочем, одним лубком нынешняя экспозиция не ограничивается и представляет художника как автора эффектных работ в графической технике монотипии на исторические и литературные темы. Одну из них – цветную иллюстрацию к Булгакову «Га-Ноцри и Понтий» – особо отмечает куратор выставки, говоря об интересном композиционном и цветовом решении, свободной пластике, жанровом повествовании.

– Вы – один из самых самобытных людей и художников в нашем искусстве, – обратилась на вернисаже к Потапову министр культуры края Елена Безрукова. – Художники не всегда похожи на свое творчество, а в вас есть эта гармоничность. Люди, которые не занимаются искусством профессионально, в большей степени знакомы с одной гранью вашего творчества – лубком. Тем приятнее будет открыть для себя и другие стороны.

В свою очередь искусствовед, действительный член Академии художеств Михаил Шишин, пользуясь случаем, обратился к министру с предложением издать альбом художника, собрав в нем фольклорные работы. «Такой потенциал нужно использовать в мирных просветительских целях», – пошутил он.

– Это не просто внешние чудаковатые образы, – подчеркивает Шишин. – Каждый лист нужно воспринимать как реакцию художника на окружающую действительность. У него просто открытый нерв. Он все остро чувствует.

Выставка Александра Потапова будет работать до 23 февраля. Кстати, посетителям обещают творческие встречи и мастер-классы с художником.

Кстати
Лубок – вид печатной графики, в которой изображение сопровождается текстом. Он появился на Руси в XVI веке. В то время народные картинки были источником информации: иллюстрировали Священное Писание, знакомили с историей и географией, обучали грамоте. В ХХ веке эти традиции были использованы уже в революционном искусстве. 

Фоторепортаж