Поговори со мною, тётя

14:00, 22 мая 2015г, Общество 1658


1
1

Фото Сергей БАШЛЫЧЕВ

Помните детскую игру в глухой телефон? Сказанное одним игроком другому передается уже с искаженным смыслом. Одна из майских дат – Международный день детского телефона доверия, и специалисты служб охраны прав детства обращаются к взрослым с просьбой задуматься: а не напоминают ли их отношения с собственными детьми игру в глухой телефон? Любят – да, но слышат ли они их, взрослеющих, страдающих от безответной первой любви, непонимания сверстников, а то и жестокости собственных родителей?

У нас учатся

Алтайский край стал одним из 15 регионов России – участников телемоста, организованного Национальным фондом защиты детей от жестокого обращения при поддержке ОАО «Ростелеком».

Вот уже пять лет операторы и консультанты телефона доверия принимают детские звонки по единому общероссийскому бесплатному со стационарных и мобильных телефонов номеру 8-800-200-0122. Удается ли помочь ребенку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации, если он находится за десятки и сотни километров? Это зависит, конечно, и от серьезности проблемы, но в большей степени – от профессионализма психолога, который за несколько минут должен разговорить ребенка, не нарушив при этом базовых принципов телефона доверия – анонимности, оперативности, своевременности.

Такие «горячие детские линии» есть сегодня у всех профильных служб, органов правопорядка, образования, соцзащиты, поскольку цель у них одна – защитить маленького человека, если это не в состоянии сделать родители.

Алтайский край, член Российской ассоциации детских телефонов доверия, давно уже стал серьезной площадкой, где проводятся тренинги, мастер-классы, семинары для специалистов из других регионов. По словам руководителя службы экстренной психологической помощи по телефону в Алтайском крае Ирины Агальцовой, с прошлого телемоста прошло уже пять лет, но перерыва в общении специалистов не было.

– Нашему профессиональному сообществу важны постоянный обмен новостями и опытом регионов, профессиональное сопровождение работы телефона доверия и обучение специалистов, которое проводит Алтайский госуниверситет в рамках гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Чтобы помощь детям, пострадавшим от жестокого обращения,  была доступной и эффективной.

3%

О том, как работает телефонная служба, во время телемоста рассказали представители Москвы и Тамбова, Оренбурга и Магадана... Дети Алтайского края часто используют знакомый номер не только по традиционным сценариям детских проблем («родители не понимают», «она (он) меня не любит», «училка издевается»).

Ирина Васильевна словно приоткрывает второе дно работы службы. В том, что касается подростков, самой активной группы абонентов, нет неважных звонков. Все, что взрослому кажется мелким,  ребенка может повергнуть в депрессию. Даже страх не сдать ЕГЭ (с каждым днем приближения экзаменационной поры таких вопросов становится все больше) способен трансформироваться при невнимании родителей и педагогов в большие переживания.

На семь линий круглосуточного телефона доверия в Алтайском крае ежечасно поступает 100 звонков, за пять лет – 191 тысяча. По статистике, ночью звонков поступает меньше, но разговоры за полночь, как правило, более длительные, эмоциональные и всегда связаны с личными переживаниями подростков. Летом родители отправляют их в оздоровительные лагеря, и в это время года, по статистике, растет количество ночных обращений именно из мест отдыха ребят.

Слава богу, лишь 3% звонков становятся поводом для серьезной настороженности специалистов. Скрытый смысл: «Мне очень трудно» – ребенок может передавать разными словами. Реакция специалиста службы доверия зависит от того, насколько высока эта настороженность. По словам Ирины Агальцовой, в большинстве случаев во время разговора удается убедить ребенка, что не так все и плохо в его жизни. И тут включается важное свойство детской психики: проговаривая проблему человеку, который не осудит и не будет давить, он и сам начинает понимать, как поступить дальше. А это – путь к ее решению.

Семья

Доверие ребенка – вещь хрупкая. Один неловкий вопрос, неосторожно сказанное слово – и он закрылся, остался один на один со своей бедой.     

– Плохо, когда оператор телефонной линии – единственный человек, которому ребенок может довериться, зато практически неограничен доступ к Сети, где муссируются темы, пагубно влияющие на детское сознание. Мы противопоставляем им свой арсенал средств помощи детям, – таким видит выход из ситуации супервизор службы кандидат психологических наук, психолог высшей квалификации Владислав Залевский. – Когда мы слышим, что подросток зациклен на низкой самооценке, одиночестве, – это и есть индикаторы, оперативный тест, на который ориентируются мои коллеги. Принципиально у нас нет локации звонков, ведь телефон – это анонимность и добровольность. Действуя не технологическим, а профессиональным инструментарием, специалист так выстраивает контакт с ребенком в острой ситуации, что он сам сообщает о том, где находится. Мне известны случаи, когда по телефону удавалось вытащить ребенка из нее.

Работа краевых служб профилактики экстренных ситуаций, в которые порой попадают дети, используется сегодня как модель для регионов России.

Начальник отдела по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних управления организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних ГУ МВД России по Алтайскому краю полковник полиции Марина Муравьева подтверждает: «Я езжу по России и знаю: то, что делается у нас в Алтайском крае, есть далеко не в каждом регионе».

Рассказывая о субъектах системы профилактики, она словно разграничивает пространства ситуаций, когда уже требуется вмешательство специалистов, и каждодневной работы межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних с участием силовых структур, уполномоченного по правам ребенка, представителей соцзащиты, здравоохранения, культуры, занятости, образования, общественных организаций.

– Даже вспоминать не хочется, как трудно было работать в 90-е годы, когда каждое ведомство пыталось работать отдельно. Сегодня мы как одна семья. Не важно, день или ночь на дворе, если есть опасность для ребенка, мы срываемся и едем. Наверное, поэтому наш край считают благополучной территорией. Получается, что закон на всю страну один, а работают регионы по-разному, – размышляет главный детский инспектор края.

Рамок этой статьи не хватит, чтобы перечислить все, что придумали специалисты края, дабы дети наши взрослели и набирались сил без особых потрясений. От школьного анкетирования, призванного выявить скрытые риски, до работы с семьей, мамой – главной защитницей ребенка, чья социальная миссия – не только подарить жизнь, но и сохранить ее. 

«Помогите, пожалуйста!»

Ежедневные диалоги (из обращений детей на телефон доверия ГУВД России по Алтайскому краю 16 мая 2015 года):

– Я Вика, живу в Топчихе в детском доме. Прошлым летом отдыхала на оздоровительной смене для детей, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Понравилось, хочу туда снова. Помогите, пожалуйста.

– Вика, я перезвоню вашему районному инспектору Оксане Владимировне Кокиной, она поможет тебе с путевкой в лагерь. Смена будет в августе.

– Меня зовут Андрей, мне 15 лет, живу в Родинском районе. Папа подарил мне скутер, но говорят, я не могу на нем ездить. Почему?

– Человек может управлять транспортным средством начиная с 16 лет после того, как пройдет обучение на курсах вождения. Так что подожди немного.

– Здравствуйте, вам звонят выпускники Петропавловского района. Правда ли, что полиция будет досматривать нас перед сдачей ЕГЭ?

– Пункты сдачи ЕГЭ оборудованы сегодня системой видеонаблюдения и металлоискателями, чтобы школьники не проносили на экзамен мобильные телефоны. Ни о каком досмотре полицией речь не идет.

– Живу в Переясловке, Топчихинский район. Летом у нас много работы по хозяйству, пока управимся, уже гулять некогда. Можно ли продлить разрешенное вечернее время пребывания подростков на улице?

– Закон, принятый в Алтайском крае в 2010 году, ограничивает пребывание подростков в общественных местах с 22 до 6 часов утра для тех, кому еще нет 16 лет, и с 23 до 6 утра – кому не исполнилось 18. Если родители и педагоги будут обращаться к нам по поводу пересмотра этого времени, мы поддержим инициативу перед депутатами Законодательного Собрания.

Фоторепортаж