Сакральное место: в Иконниково находят артефакты древних цивилизаций

10:00, 09 апреля 2017г, Общество 5998


1
1

Иконниково – обычное алтайское село, относящееся к Верх-Обскому сельсовету. Но жители Смоленского района считают его местом сакральным, полным тайн, ведь время от времени там находят артефакты древних цивилизаций. Заинтригованная, «АП» занялась очередным расследованием.

Алтайская ойкумена

Известно, что до XIX века Катунь при впадении в Бию огибала Иконников полуостров по протоке, но потом своенравная река сменила русло, окружив его водой. Иконниковские выселки существовали там уже в 1726 году, задолго до формирования Колывано-Кузнецкой укрепленной линии, по ту сторону которой хозяйничали племена Джунгарского ханства.

Хранитель Смоленского районного краеведческого музея Алексей Кабанов сообщил, что знает лишь двух энтузиастов, изучавших историю Иконниково и других поселений этого укрепрайона. Один из них – фронтовик, сельский учитель Михаил Папин, автор книги «Смоленский район: очерки истории», лишь обзорно коснувшийся летописи старинного села. Другой – бийский историк Сергей Исупов, ученик известного всему краю Бориса Кадикова.

Сергей Юрьевич помнит, как в детстве с друзьями на месте впадения в Бию Иконниковской (Катунской) протоки на высоком яру они нашли зеленую от древности бронзовую фигурку медведя. В музее, куда ребята сдали находку, он и услышал впервые о культе этого зверя, существовавшего в месте слияния Бии и Катуни с незапамятных времен.

Много лет спустя Исупов, уже главный хранитель фондов Бийского краеведческого музея, вновь держал в руках того самого вихоревского медведя, отлитого за три тысячи лет до нашей эры, и слушал не дыша рассказ Бориса Кадикова об алтайской ойкумене. Борис Хатмиевич предрёк,  что Вихоревка станет предметом изысканий Исупова, и не ошибся. Уже более тридцати лет историк и краевед собирает и анализирует данные архивов и археологических экспедиций.

Пророчества

В XVIII веке русские уже называли свое поселение Вихоревкой. Сергей Юрьевич считает, что это фонетическая адаптация названия, данного местности еще в VIII – VII вв. до н. э. самодийцами, «би-хара» означает «место в устье реки». Объяснить топоним-гибрид можно и тюркским «хар» («высокий обрывистый берег»), созвучным с нашим «яр», и алтайским диалектным «хайра» – «святой», и архаичным санскритом, на котором «вихара» – это место поклонения божествам. Через место встречи Бии («бий» – «повелитель») и Катуни («хатын» – «госпожа») проходила древняя дорога из Сибири в Центральную Азию, сюда съезжался торговый люд,  здесь, вероятно, стояло и капище – место священное.

– На высоком яру у села Иконниково располагались древнее городище, девять искусственно сооруженных гляденей – холмов с плоскими вершинами. Увы, их не сохранили во время строительства нового Катунского моста. Видимо, здесь, в точке слияния Бии и Катуни, и было капище, указанное на карте 1730 года шведским капитаном Йоханом Таббертом-Страленбергом как «Монументум Дева Златум», на русском – «Золотая баба», – это свидетельство Сергея Исупова далеко не единственное.

Из рассказа старожила деревни Иконниково Фёдора Суворова, записанного в 1981 году: «С малолетства помню, дед Савелий рассказывал, что конечная битва с Антихристом тут, в наших местах, случится, меж Бией и Катунью. Он стариковской веры был, а ему про то деды-знатки говаривали».

В 1909 году протоиерей Иоанн Восторгов, путешествуя по Алтаю, написал в своих путевых заметках: «О мистических и лукоморных местах у истоков Оби повествуют народные предания, известные в сёлах Бийского уезда. Я слышал поверье о великой битве сил зла и добра, что грядёт в конце мира, между Бией и Катунью…» Пророчество последней битвы Белого Коня и Красного Коня, которая случится у слияния этих рек, повторил в 1926 году,  посетив Бийск, Николай Рерих в дневнике «Алтай – Гималаи».

Katounaon

В 1625 году по приказу кузнецкого воеводы Баскакова «в новые окольные земли» были посланы на разведку казаки сотен Сидора Фёдорова и Ивана Путимца. Вернувшись из похода, они поведали о плодородных землях и богатых пушниной лесах верхней Оби, Алтын-озере и племенах телеутов.

Весь XVII век продолжаются настойчивые попытки русских закрепиться в «телеутской землице». В отписке томского воеводы князя Волконского царю Алексею Михайловичу в 1651 году говорится о том, что надо «на усть Бии и Катуни рек острог поставить не мешкая».

Автор первого проекта линии пограничных укреппунктов вдоль южной границы русских территорий Западной Сибири – тобольский воевода Пётр Годунов. В пояснительных текстах к чертежам он пишет о точке слияния Бии и Катуни: «На устьях тех рек есть Красный Яр, а в то де место угодно быть Великого Государя городу или острогу, потому что места пашенные и всякого зверя: соболей, лисиц да бобровых речек великое множество и прибыль Великому Государю будет немалая...» Вскоре на карте Сибири, составленной нидерландским географом Витсеном, на правобережье устья Бии уже значился острог Katounaon. Но закрепиться в Верхнем Приобье Россия смогла лишь после Указа Петра I от 28 февраля 1708 года, гласившем: «На устьях Бии и Катуни рек, в пристойном месте, для оберегания государевых волостей и к селению пашенных крестьян поставить острог со всякими укреплениями…»

Настойчивость русских объясняется, конечно же, не только природными богатствами. Вихоревка – точка стратегическая, через нее в сердце Центральной Азии можно было попасть кратчайшим путем, древним, которым тысячелетиями, сменяя друг друга, шли народы и цивилизации.

Геродот передает рассказы греческих купцов об алтайских племенах и драконах-грифонах, хранящих месторождения золота. Китайские источники эпохи первого императора Цинь Ши Хуанди именуют живших здесь скифов юэчжами. Музейные фонды Бийска хранят артефакты торговых связей Верхнего Приобья с Евразией. Бронзовую фигурку Геракла с берега Катуни, отлитую, по мнению специалистов Эрмитажа, в античной Греции до нашей эры. Из этого же времени – обол, отчеканенный в Боспорском царстве. Балтийский янтарь, меч из дамасской стали работы иранских мастеров, монгольский стальной шлем начала XIII века – список обнаруженных в Вихоревке древностей можно продолжать. Но не только этим, по словам Сергея Исупова, она уникальна:

– Иконниково, форпост Колывано-Кузнецкой укреплинии, – первое в Сибири поселение отставных военных, подчинявшееся комендантской канцелярии Бийской крепости. Их организованное расселение, начавшись в 60-е годы XVIII века уже при Екатерине II, укрепило позиции России в этом огромном регионе.

Возможность реконструкции

С санкции Сената и по приказу командующего корпусом Шпрингера земли сибирских укреплиний заселялись закончившими службу военными, готовыми заниматься земледелием, со «склонностью к домовой економии и пашне». Наличие сыновей всячески приветствовалось. Но большинство земледельческих районов относилось к горнозаводскому ведомству, и Бийская комендатура уведомила Шпрингера о нехватке земель. Первые поселения Колывано-Кузнецкой укреплинии в 1200 человек были основаны на 2000 десятинах. Из-за нехватки свободных участков ветеранов расселяли за пределами форпостов. К концу XVIII века население таких форштадтов 3 крепостей, 20 укреппунктов, 20 прилинейных деревень превысило 3500 поселенцев и их домочадцев. От военного ведомства отставник получал безвозмездную ссуду на обзаведение хозяйством, денежное довольствие и провиант. Правда, такие преференции полагались лишь тем, кто производил хлеб и фураж. Старые и немощные выходили в отставку с резолюцией «На свое пропитание, без всякой из казны выдачи».

Согласно ведомости Омской главной комендантской канцелярии 1770 года, из расселенных по Колывано-Кузнецкой линии 290 отставных только двое не занимались хлебопашеством по состоянию здоровья. Появились провиантские «магазейны» – склады на случай неурожая, куда каждая семья ежегодно сдавала по 0,5 четверика семенного зерна. В 1781 году резерв Смоленского поселения насчитывал 94 четверти зерна, собранного с отставных. У них закупался провиант для гарнизонов Колывано-Кузнецкой укреплинии. В 1798 году пятеро «солдатских малолетков» (сыновей отставных) во главе с волостным головой Болтовским заключили с начальством горнозаводского округа первый контракт на поставку продуктов. Уже к осени поселенцы поставили в Змеиногорский рудник 500 пудов муки по цене 30 копеек за пуд и 400 пудов крупы по 55 копеек.

От трассы М-52 до маленького Иконниково по указателю – 1 километр. И века его большой истории русского Алтая. Ее возможная реконструкция сделает Вихоревку, «место лукоморное», центром паломнического туризма. Есть планы, есть проекты. Дело – за предприимчивыми людьми, желающими воплотить их в жизнь.

фото предоставлено Сергеем ИСУПОВЫМ

Фоторепортаж