Смелый эксперимент провели в алтайском детсаду

11:00, 15 ноября 2016г, Образование 1059


1
1

Фото Сергей БАШЛЫЧЕВ

Смелый эксперимент провели педагоги детского сада «Радуга» райцентра Петропавловское. В День родительского самоуправления мамы и бабушки поменялись ролями с педагогами. И ощутили на себе все прелести профессии воспитателя.

Кто такой кавалерист

Детский сад. Место, куда мамы и папы со спокойной душой утром приводят своих непосед, чтобы забрать домой только вечером. В «Радуге» – 140 сорванцов, 25 из них – в подготовительной группе.

Продавец Анна Шелегина, мама Никиты, с утра провела разминку и физкультуру. Детям понравилось, да и «родной» воспитатель группы Людмила Яшкина, педагог с 30-летним стажем, поставила ей «отлично».

А через пять минут начнется занятие Галины Ведяшкиной, бабушки Арсения. Она, теперь уже пенсионерка, много лет преподавала химию в Петропавловской школе. А тут малыши, да еще и предмет новый – развитие речи. Многие слова из сказки Паустовского «Теплый хлеб» – «мельница», «кавалеристы», «буханка» – дети слышат впервые. «Воспитатель на час» объясняет их смысл так, чтобы они поняли.

Еще одно открытие, сделанное дошколятами: оказывается, состояние природы можно сравнить с характером человека, ведь каждый из нас бывает хмурым или ясным. Ведяшкина хвалит самых активных – Алену, Лизу, Сережу, а сама краем глаза поглядывает на внука Арсения. Малыш не ревнует, понимает, что сегодня его бабушка – воспитатель, а значит, должна уделить внимание всем детям.

Уже после занятия Галина Ведяшкина признается, что ночь не спала – готовилась, искала материалы в Интернете.

– Я ведь всю жизнь со старшеклассниками работала. С малышами нужна совсем другая методика. Не просто вопросы и ответы – каждого подбодрить, погладить, обнять надо. Если честно, я не сразу поняла, зачем понадобился «Радуге» этот День родительского самоуправления. Сейчас вижу: он не детскому саду нужен, а нам, мамам и бабушкам. Чтобы воспитать взрослых, считающих работу педагога-дошкольника легкой. Ведь детсад – это не только место, куда мы приводим на день детей. Здесь растет человек. На ближайшем родительском собрании мы расскажем об этом проекте, думаю, другие родители тоже к нему подключатся.

Людмила Яшкина, воспитатель группы подготовишек и инициатор проведения Дня родительского самоуправления, называет свою идею авантюрой. Мамы и папы и раньше участвовали в режимных моментах, создании непрерывной развивающей среды, например, строили вместе с детьми снежный городок. Но в этом году представители разных профессий из родительского клана впервые отважились подменить воспитателей на целый день.

Уроки для взрослых

А как же все увязывается с социальным заказом – подготовкой малышей к школе? Со строгим образовательным стандартом, ФГОС, обязательным для всех детсадов России? Разработчики оставили в нем нишу для творчества как раз для таких романтиков, как Людмила Яшкина. Ее идеи воплотились в интерактивную форму общения семей и педагогов, по словам заведующей детским садом Натальи Санаровой, оптимальной по многим параметрам:

– Мы хотим, чтобы родители, поработав с группой детей, поняли, как это сложно. На селе лишь немногих мам и пап мы интересуем как учреждение образования. В основном от нас ждут ухода, заботы, присмотра. Да, этот бесспорный минимум мы гарантируем. Но нам хочется, чтобы родители воспринимали детский сад как первую ступень образования ребенка. И мы подключили наиболее активных. Они показали пример, как можно создать непрерывную развивающую среду, дружественную ребенку. Дать ему прожить свое дошкольное детство в игре, как и положено в этом возрасте. Не заставлять сидеть над буквами и счетом, но и не забывать, что за порогом группы воспитание не прекращается. Если опыт «Радуги» будет удачным, мы его обобщим и транслируем ДОУ края.

Меж тем у детсадовцев снова смена педагогов. Занятие по ознакомлению с окружающим миром, подготовленное совместно с библиотекой, проведет Марина Алексеевна, мама воспитанницы Варвары Десятовой, одна из активисток родительского комитета. Профессиональный юрист, за ночь она вспомнила все, чему ее учили когда-то в институте по первой специальности – педагог-психолог. Тема занятия – история нашей страны – и для взрослых-то не проста, а уж для детей и вовсе требует особой подачи. С возложением цветов к местному мемориалу Славы и просмотром подготовленного для малышей слайд-шоу. Им пообещали: будет интересно, и они нетерпеливо собираются на улицу, помогая друг другу, старательно завязывая шарфики и шнурки…

Позади мастер-классы, бессонные ночи за методичками, и вот она – педагогическая премьера. Оказалось, что недостаточно войти в группу и прочесть заученный текст. Дети не дадут. Великие импровизаторы и тему для раздумий подбросят, и вопросики зададут такие, что попробуй найди ответы. У «Радуги» все получилось. Возможно, потому, что село – это микромир, мало подверженный внешним влияниям. То, что прежде участники проекта считали привычным и само собой разумеющимся, приобрело иной смысл. Наверное, это и было целью.

Фоторепортаж