Тарифная политика: принципы и направления

09:13, 28 февраля 2018г, Общество 1184


1
1

Фото Сергей БАШЛЫЧЕВ

В Парламентском центре 21 февраля прошел «правительственный час», посвященный тарифам в ЖКХ. Депутаты задавали вопросы начальнику управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов Сергею Родту.

В основном докладе Сергей Родт рассказал парламентариям о том, что государственная тарифная политика в стране в последние годы претерпела значительные изменения. По его словам, она стала более последовательной и сбалансированной:

– Ее главные принципы – переход к долгосрочным тарифам, ориентация на государственно-частное партнерство при передаче прав владения и пользования муниципальным и государственным имуществом коммунального комплекса. А также переход от отраслевых ограничителей роста тарифов к установлению индексов изменения совокупной платы граждан за коммунальные услуги и повышение открытости при принятии тарифных решений и самой деятельности ресурсоснабжающих организаций.

По словам Сергея Родта, долгосрочное тарифное регулирование появилось из-за того, что в короткий срок обеспечить необходимыми ресурсами предприятия ЖКХ очень проблематично. Провести модернизацию практически не представляется возможным. Для успешного функционирования ресурсоснабжающих организаций необходимо было обеспечить постоянный приток инвестиций в отрасль и разработать механизм их возврата. Федеральный законодатель решил, что долгосрочные взаимодействия помогут изменить ситуацию.

– Работа идет по нескольким направлениям, – пояснил начальник управления по госрегулированию цен и тарифов. – Есть тарифы краткосрочные – на срок не более года и долгосрочные – от трех до пяти лет. При этом есть процесс ежегодной корректировки долгосрочного тарифа. Краткосрочный тариф формируется методом обоснованных экономических затрат, где постатейно рассматриваются затраты и рассчитываются на весь объем услуги.

Формирование долгосрочных тарифов не всегда верно понимается в обществе. В этом виде тарифа неизменными являются только долгосрочные параметры, которые могут незначительно поменяться только при реализации каких-то инвестиционных программ. Тарифы при этом актуализируются в соответствии с методикой каждый год.

– Почему нельзя принудительно регулировать тарифы на тепло так же, как осуществляется контроль мусорных полигонов? – спросила гостя заместитель председателя комитета АКЗС по экономической политике, промышленности и предпринимательству Людмила Суслова.

– Мы ровно так и поступаем, – заверил Сергей Родт. – Просто есть несколько предприятий в районах и городах, где нет тарифа на тепло на текущий момент, так как нет законного разграничения имущества предприятий. Все остальные предприятия отрегулированы и по теплу, и по воде.

Член комитета АКЗС по социальной политике Иван Диркс поинтересовался причиной разницы в нормативах накопления ТКО (твердые коммунальные отходы), утвержденных постановлением управления:

– В городе Барнауле эта норма в полтора раза выше, чем в других городах или сельских районах. Хотя, на мой взгляд, сельское домовладение предполагает гораздо больший объем ТКО – компост и прочее.

Сергей Родт ответил, что согласно методике, разработанной на федеральном уровне, существует разделение населенных пунктов на две категории по численности жителей. К первой относится только краевая столица. Во вторую вошли все муниципальные образования с численностью до 500 тысяч населения.

Расчет нормативов велся на основании данных, представленных муниципалитетами за четыре сезона. В результате того, что в Барнауле, где система работы с мусором налажена давно, предоставленные данные были более полные, и получились такие показания.

– Не секрет, что во многих поселениях из второй группы до сих пор нет централизованной системы вывоза мусора, – отметил Сергей Родт. – В результате получилась величина меньшая. Нам не удалось убедить федеральные структуры сделать единый норматив для Алтайского края по данным Барнаула. У нас есть намерение еще поработать с этим вопросом.

Председатель АКЗС Александр Романенко в свою очередь отметил, что краевой парламент готов рассматривать любые инициативы и предложения.

– Мы готовы на их основании вносить законодательные инициативы, в том числе и в Государственную думу, в части изменений подходов к формированию тарифов, – добавил спикер краевого парламента. – Это одна из логичных форм нашего взаимодействия. Я говорю о балансе между безубыточной работой наших коммунальных предприятий и стоимостью энергоресурсов – угля, газа и так далее, которые направляют наши государственные монополии. Это важный момент, который мы совместно на основе предложений вашего управления, профильного комитета АКЗС должны интегрировать не только в нашу работу, но и передавать федеральным коллегам.

Новости партнеров
Фоторепортаж