Новый директор Бийского драмтеатра поделилась планами на будущее

19:12, 29 января 2023г, Общество 2060


Новый директор Бийского драмтеатра поделилась планами на будущее Фото №1
Новый директор Бийского драмтеатра поделилась планами на будущее Фото №2
Новый директор Бийского драмтеатра поделилась планами на будущее Миниатюра №3
Новый директор Бийского драмтеатра поделилась планами на будущее Миниатюра №3

Фото Олег БОГДАНОВ

В Бийском драматическом театре новый директор. Лариса Гуляева лишь месяц назад пришла на эту должность, однако человек она для театра свой.

Близкие по духу

Лариса Анатольевна, известно, что актерские труппы – не самые простые коллективы. Как вас приняли в театре?

– Бийский драматический мне отнюдь не чужой. В 1998-м я играла на этой сцене. Режиссер Ромашин из Петербурга ставил тогда в Бийске «Море любви», одна из вокальных партий досталась мне, тогда еще студентке музыкального училища. Была в курсе всех событий театра и потом, когда работала в управлении культуры администрации города. Коллеги – дорогие и близкие мне по духу люди. Дверь моего кабинета всегда открыта для них, с любым вопросом могут зайти, чем могу – помогу. Можно сказать, в этот коллектив я как домой вернулась спустя четверть века. Кстати, первые мои рабочие дни в декабре, под «елочки», совпали с двумя премьерами. Театр давал «Ужин дураков» Артёма Фоменко и сказку «Винни Пух и... Прочие возможности» Сергея Бобровского.

– Бывая в командировках, мы часто слышим от жителей сел Бийской зоны, что по выходным они ездят в театр. Греет ли вам сердце мысль о том, что люди, специально выбирают день, чтобы всей семьей посмотреть спектакль?

– Это очень приятно. Я бы эту линию провела от пандемии. Когда коронавирус лютовал, люди насиделись в четырех стенах и сейчас радуются возможности встречи с театром. Наш зал на 283 места не бывает пустым. А в новогодние каникулы мы даже доставляли своим автобусом ребятишек из сел, это лишь одна из форм популяризации театра. У нас бывает и барнаульский зритель. Настоящий театрал не пропустит интересной постановки, даже если ехать придется за полторы сотни километров.

Пять премьер

– Над нами так долго довлел стереотип «остаточности культуры», что не сразу все заметили, как изменились театры краевой столицы. Похорошели после ремонтов. А как в Бийске?

– Городские власти всегда были внимательны к театру, но сейчас в сфере культуры появились возможности, которых не было прежде. 

Тот же федеральный партийный проект «Культура малой Родины» –он позволяет ежегодно выпускать дополнительную премьеру. Программа рассчитана на города с населением менее 300 тысяч жителей, она действует в Бийске уже несколько лет и, надеюсь, продолжится далее, ведь на одну постановку за счет этого ресурса выделяется около 2,5 миллиона рублей – на костюмы, декорации, техническую часть. А вообще наш театр выпускает несколько премьер в год.

Еще раз, чтобы читатель вполне осознал. В год – несколько премьер?

– Да, все так. В 2022-м Бийский драматический выпустил семь спектаклей, на 2023-й запланировано пять. В детском репертуаре будет продолжение «Винни Пуха», «Малыш и Карлсон», из взрослого – «Женитьба Бальзаминова». Многие постановки, полюбившиеся зрителю, появились благодаря тому, что из Липецка в Бийск вернулся Сергей Александрович Бобровский, ныне главный режиссер.

– Работают ли у вас приглашённые режиссеры?

– Такая межрегиональная ротация, «свежая кровь», полезна для театра. Но удовольствие это не из дешевых. Благодаря той же «Культуре малой Родины» мы можем его себе позволить. Сотрудничаем не первый год с Георгием Цнобиладзе из Санкт-Петербурга. Именно он будет ставить «Женитьбу Бальзаминова».

«Никакого физмата»

– К какой драматургии вы тяготеете? К русской или зарубежной? Можете ли назвать свою любимую постановку?

– Как ребенок советского времени, люблю постановки российских драматургов, а из любимого… Сложно вот так, навскидку, выбрать. Пожалуй, «Очень простая история» по пьесе Марии Ладо в постановке Сергея Бобровского. Сюжет и впрямь кажется простым, но в итоге высокая трагедия получается, люди из зала заплаканными выходят.

Какой он, «человек театральный»?

– Это тот, кто в пространство театра попадает раз и навсегда. Возможно, преемственность, когда на сцену выходят несколько поколений одной семьи, как у нас Елизаровы и Вороновские. Светлане Тимофеевне Елизаровой, к слову, на днях 84 исполнится. Она полна творческих идей, неотразима в амплуа возрастных героинь, занята в нескольких постановках и заведует актерской труппой из 26 человек. Радует такое профессиональное долгожительство.

– Как вы думаете, что заставляет этих людей, получающих весьма скромную зарплату, целыми семьями растворяться в театре?

– Только любовь к нему. Ничего другого. Для ребенка, выросшего за кулисами, просто нет другого пути.

Чем был продиктован ваш выбор?

– Мне было 16 лет, когда мы с родителями переехали из Казахстана в Бийск. Город этот не сразу раскрылся для меня. Девочка, окончившая музыкальную школу, думала поступать на физмат. Но мой товарищ Александр Постоленко (из нового состава «Самоцветов». – Прим. ред.), он наш, бийский, услышав как-то меня, обронил: «Лариса, тебе петь надо». После прослушивания преподаватель музучилища Николай Ильич Михальцов сказал: «Никакого физмата, ты наша».

А как родители отреагировали на такой финт дочери?

– С пониманием. Мама, Лариса Павловна, технолог пищевых производств, всю жизнь пела в хоре, а папа, Анатолий Иванович, аккордеонист-самоучка. В свободное время вся семья музицировала. И с мужем мне повезло – он дал возможность заниматься творчеством.

То есть взял на себя все заботы о нежной, утонченной натуре?

– Что вы, в бытовом смысле я вовсе не воздушная. Могу гвоздь забить, дружу с электрикой, и розетку поменять для меня не проблема. Много чего сама умею.

«БДТ – так звучит»

– Не обижает ли вас приставка «провинциальный» к слову «театр»?

– А в ней даже есть своя прелесть, если есть талантливая труппа. Театр – это место, где можно не только удовольствие получить от игры актеров, но и поразмышлять о судьбах героев и, возможно, понять что-то впервые. БДТ – да, так звучит аббревиатура его названия – на первой линии у бийчан. Возможно, еще и потому, что человек, сидящий в зале, узнает в актерах своего соседа или женщину, с которой вчера ехал одним трамваем. Есть у нас традиция – приглашать своих знакомых на сдачу спектакля. Она тоже сближает людей по разные стороны рампы.

– А как насчет традиции дарить актерам цветы после спектакля? Говорят, она умирает в России…

– Жива! И мы сами стараемся, чтобы актеры без цветов не оставались, и благодарные зрители приносят. Вы знаете, напротив театра даже цветочный киоск поставили, вероятно, это предпринимательский маркетинговый ход. Здесь бойкое местечко, букеты хорошо разбирают, особенно в дни премьер.

– Какой видите свою миссию в театре?

– Чтобы он процветал, много чего нужно сделать и с творческой стороны, и с технической. К примеру, привести в порядок систему отопления – ощущаете, как в здании прохладно? Здесь все очень тонко и нелегко. Поскольку это памятник архитектуры начала ХХ века (построен в 1914 году по проекту архитектора Носовича на средства купца Копылова. – Прим. ред.), охраняемый объект, составление смет, согласование документации – процесс небыстрый. Заниматься этим могут только аккредитованные организации.

– Бийск – ворота Горной страны, через него следует основной поток туристов в сезон. В лучшем случае прежде чем следовать дальше, они потратят время на обзорную экскурсию по городу. Что, на ваш взгляд, нужно сделать, чтобы и сам по себе Бийск культурный представлял для них интерес?

– Экскурсоводы ведут обычно туристов мимо, но есть и экскурсии по театру, в прошлом году 64 таких группы побывало. Его история заслуживает того. Есть у нас с коллегами такая идея – разработать маршрут «Бийск театральный», подружиться с турагентствами.

Фоторепортаж