«Цифровой полпред школы»: опыт Алтайского края в сфере информационной безопасности изучают педагоги и родители

13:51, 01 июля 2022г, Общество 520


«Цифровой полпред школы»:  опыт Алтайского края  в сфере информационной безопасности изучают педагоги и родители Фото №1

«Цифровой полпред школы» - новый проект, который был анонсирован в ходе круглого стола в Алтайском институте развития образования. В его рамках волонтеры будут вести постоянный мониторинг качества контента в сети интернет. Проект реализует  Академия инновационного образования и развития.

Защитить детей

Сам круглый стол  назывался так:  «Информационная безопасность: от глобальных вызовов до личной безопасности».  На нем присутствовали педагоги, чиновники, представители общественности.

«В ситуации информационной войны очень важно защитить детей от негативного и недостоверного контента. Для создания позитивной информационной среды сегодня необходимо объединить усилия государства, общества, родителей», — подчеркнула Ольга Рубцова, ректор Академии инновационного образования и развития, эксперт Роскомнадзора, член Общественного совета при Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка.

По ее словам,  задача общественников, педагогов и родителей  - обсуждать проблемы, вести просветительскую работу и заниматься экспертизой рекомендательного характера.

Также педагогам Алтайского края было рекомендовано использовать в работе доменную зону .ДЕТИ, в которой аккумулированы интересные, познавательные и безопасные для детей сайты.

Грамотность через игру

Руководитель социальных проектов Координационного центра национального домена сети Интернет Татьяна Новикова выступила на тему «Доменная зона. Дети и другие проекты для семьи и школы».

«Мы ведем социальные проекты для детей-начинающих пользователей. Например, флагманский проект «Изучи интернет – управляй им!» состоит из интерактивного портала «Знание», мобильного приложения, локальных турниров, всероссийского семейного IT-марафона и ежегодного всероссийского IT-чемпионата. В чемпионатах ежегодно участвуют более 15 тысяч школьников, в семейном марафоне — более 100 семей из 40 российских регионов, — рассказывает Татьяна Новикова. — Девиз проекта «Цифровая грамотность через игру». Школьники учатся распознавать вирусы, создавать пароли, безопасно серфить в сети, правильно обращаться с персональными данными и другому. Впервые проект стартовал в Контошинской школе Косихинского района, затем его распространили на остальные площадки. Проекту более 10 лет, он полезен для развития цифровой грамотности и воспитания цифровой гигиены детей».

Сетевая фабрика

Контошинская школа – инновационая  площадка по информационной безопасности: в ней реализуется проект «IT-тимуровцы», педагоги школы занимаются экспертизой информационной продукции для детей.

Рассказывает Алена Митина, идеолог IT-тимуровцев на Алтае, методист АИРО им. Топорова, директор АНО «Центр проектных решений общественно- активных школ»:

«Мы системно взращиваем кадры на селе, целые команды. Через разные проекты и активности. Движение в регионе существует с 2000 года. Оно зародилось именно в сельских селах края. Вначале более продвинутые ребята обучали компьютерной грамотности сверстников.  Затем  стали обучать педагогов. А позже  -  все  работающее население  и даже пенсионеров.

Затем мы стали создавать настольные игры с дополненной реальностью. Их у нас 34. Их создают как школьники, так и родители,  целые семьи. Они посвящены историческому  краеведению. Распространяем  их в школах, вузах. И реализуем. Средства идут на  создание  новых игр.

Сотрудничаем с техникумами и вузами

В этом году при поддержке Президентского  фонда  культурных  инициатив работет 17 образовательных организаций –это своего рода  сетевая фабрика настольных игр с дополненной  реальностью.

Проводятся хакатоны, активности, обучение, акции и фестивали. С настольными играми и иммерсивным спектаклем мы выезжаем в школы,  показываем спектакль и рассказываем  школам, как  создавать  эндаумент-фонды.

Важно и то, что десятки школьников  прошли курсы самозанятых и трудоустроены в рамках проектов как самозанятые. Это и опыт  встраивания в экономическую систему региона, опыт самостоятельности и ответственности,  и возможность зарабатывать деньги».

Психологическая безопасность

О ресурсах для формирования информационной безопасности в школе и дома рассказала Хмайра Загладина, руководитель Центра социализации, воспитания и дополнительного образования издательства «Русское слово», член Координационного совета при Общественной палате РФ по развитию добровольчества. Она перечислила наиболее опасные деструктивные тенденции в цифровом пространстве, рассказала о медиаволонтерстве и обучающей программе для педагогов «Психологическая безопасность образовательной организации». По мнению эксперта, успешная профилактика рисков в детско-подростковой среде и формирование информационной культуры зависит от слаженной работы педагогов, семьи, бизнеса, вузов и системы дополнительного образования.

В завершении круглого стола участники обсудили информационные угрозы для детей и обменялись опытом. Мероприятие прошло в рамках реализации регионального межведомственного проекта «Школа наставничества», реализуемого по 14-ти стороннему Соглашению о взаимодействии органов власти и общественности в интересах семьи и детей, а также Всероссийского проекта Союза женщин России «Школа гражданской активности».

Фоторепортаж