У «ящика»: Двор, в котором все свои

16:13, 02 июня 2017г, Культура 1913


1
1

На Первом канале в этот понедельник стартовал сериал «А у нас во дворе…» – формально детектив, а на деле нечто немного другое. Его авторы подарили нам, возможно, самых неожиданных напарников на современном отечественном телевидении: бывшего следователя по особо важным делам на пенсии и наблюдательную дворничиху-узбечку, живущую в подвале его дома.

Правда, если заранее знать, что эту самую дворничиху Мавлюду играет актриса Равшана Куркова – красавица с модельной внешностью, все начинает выглядеть не так уж экзотично. Да и «пенсионер» по фамилии Калёный, сыгранный актером Сергеем Пускепалисом, еще вполне мог бы работать, если бы не был списан по ранению. С его бессонницы и начинается эта история: выпив снотворное и привычно считая овец, он вдруг слышит в ночи истошные крики женщины откуда-то из подвала своего дома и выскакивает разбираться.

Выясняется, в подвале живет дворничиха Мавлюда (по профессии санитарный врач), к которой пришла рожать ее знакомая таджичка. Тут приедут полиция и «скорая», гастарбайтеров (включая новоиспеченного счастливого отца по имени Фуркат) заметут, но вскоре отпустят. А дальше Калёный и Фуркат станут главными подозреваемыми в покушении на убийство пожилой соседки: ее кто-то сбил на старой «Волге» Калёного, когда она среди ночи пошла встречать с работы дочку-врача. Тут-то Калёному и пригождается наблюдательность Мавлюды.

В этой истории еще фигурируют украденный по сердобольности баран, которого собирался зарезать Фуркат в честь рождения сына, соседская собачка породы шпиц, бывшая жена Калёного – успешная адвокатша, умеренная ксенофобия сериальных москвичей и другие обстоятельства.

Заметим, что в первых сериях не происходит ни одного убийства – и это в то время, когда отечественные и зарубежные авторы детективных сериалов словно состязаются в цинизме и нагнетании кровавых подробностей. Максимум жестокости – это когда самого Калёного стукнули по затылку и украли пенсию. Или напоили снотворным его пса по кличке Пиночет.

«Дела», за которые берутся наши напарники, не поражают изощренностью. Например, во второй серии они раскрывают мнимое ограбление и убийство соседа, который только что выгодно продал машину и живой-здоровый загулял с любовницей. А в третьем эпизоде расследуют столь же мнимое похищение дочери богатого человека, к которому Мавлюда устроилась домработницей. Так что авторы явно делали ставку не на детективную интригу, от которой было бы невозможно оторваться. На что же тогда?

Постепенно нам объясняют, почему при всей своей образованности и даже интеллигентности Мавлюда оставила на родине троих детей, живет одна и берется за любую черную работу. Оказывается, несколько лет назад в Москве пропал ее муж и она поехала на его поиски, которые споткнулись о полное равнодушие столичной полиции. Не объясненной до поры до времени остается внезапная симпатия, возникающая между мизантропом Калёным, который всех приезжих скопом зовет чурками, и кроткой гастарбайтершей.

Отдельная история самого Калёного лучше вписывается в детективный канон: волею обстоятельств он лишился дела всей жизни, в котором был хорош, а когда совсем расклеился, потерял и семью и теперь одиноко живет с верным псом. Так что знакомство с Мавлюдой буквально возвращает ему интерес к жизни.

Вообще, если бывшие следователи на нашем телевидении еще могут существовать в нечернушном контексте, то выходцы из Средней Азии либо задают происходящему комический тон, либо обитают в сериале «Салам Масква» и жизнь их там очень непроста. Идеалистическую и примирительную интонацию нового сериала его режиссер Ольга Музалева объясняет так: «Можно нырнуть в чернуху. А мы пытались найти светлое, зацепиться за какую-то надежду, юмор».

И, добавим, за ностальгию. Ключом ко всему происходящему становится звучащая на титрах мелодия советской песенки, у которой позаимствовали название для сериала. Если что-то здесь и важно, то не детективная интрига, а тоска по прошлому. Мечта об уютном дворике, в котором знаешь всех соседей в лицо и по имени. О взаимовыручке и преодолении умозрительных сословных преград. О маленьком мирке, в котором все свои.

Фоторепортаж