«Человек из Подольска»: какой получилась сказка для взрослых о допросе в полиции
16:30, 26 августа 2021г, Культура 1670
Фото Олег БОГДАНОВ
В театре кукол «Сказка» завершилась работа над спектаклем для взрослых «Человек из Подольска» по популярной пьесе современного драматурга Дмитрия Данилова.
Корреспонденты «АП» побывали на предпремьерном показе и обнаружили, что в постановке питерского режиссера Светланы Дорожко история одного невероятно странного допроса в полиции обросла множеством красочных карнавальных деталей, но менее тревожной от этого не стала.
Театр маски
Спектакль и начинается с визита в зрительный зал полицейских в черных балаклавах, который зрители, возможно, незнакомые с материалом, в первые секунды восприняли как настоящий: слишком уж часто в последнее время силовики в российских городах приходят проверять театры и отменять показы.
Но эти двое уверенно проследовали к дальним рядам и выцепили смущенного парня в неприметном сером худи с капюшоном. «Документы!» –
«А что происходит?» – «Пройдемте в отделение!» – так главный герой спектакля, простой парень из подмосковного Подольска Николай Фролов в исполнении актера Петра Кобзева оказывается на сцене в железной клетке. А в это время в соседней клетке нелепая длиннорукая кукла (еще один задержанный) зачем-то судорожно зубрит статью из «Википедии» про родные Мытищи.
Сюжет пьесы Дмитрия Данилова, пережившей к этому моменту не меньше полусотни сценических воплощений в драматических театрах всей страны и ближнего зарубежья, напоминает сновидение. Задержанного непонятно за что заглавного героя начинают спрашивать про численность населения Подольска. А когда главный герой возмущается, мол, что за абсурд, полицейские запугивают: если ему так нравится логика, может, им нужно «найти» у него пакетик с белым порошкообразным веществом? Так что дальше Николай Фролов вынужден отвечать на все более неудобные вопросы о работе, хобби и личной жизни и исполнять дикий «мозговой танец». Просто потому, что местные служители правопорядка именно так понимают воспитательную работу
с населением.
Но в спектакле Светланы Дорожко и художника Светланы Рыбиной полицейские, помимо форменных рубашек и брюк, носят еще и звериные маски в виде затейливо связанных балаклав – и соответствующие фамилии: старший лейтенант Волков (актер Александр Сизиков), младший сержант Зайцев (Вадим Ковалёв), сержант Белкин (Дмитрий Курлынов) и прапорщик Михалыч – он с медвежьей головой (Дмитрий Капустин). И эта дурашливая деталь переносит и без того дискомфортную ситуацию в какие-то совсем уж параллельные измерения: то ли горячечный бред, то ли загробное судилище.
«Это сказка»
В пользу последней версии говорит то, что главный герой почти сразу становится небольшой тростевой куклой с перепуганным выражением лица. Он сидит на высоком помосте и может лишь в недоумении вертеть головой или закрывать лицо своими маленькими ручками. И еще он настолько меньше «волка», «белочки» и «зайчика», что эти детские маски и игрушечные дубинки придают здешним полицейским поистине инфернальные черты.
Идея сделать главного персонажа куклой вызывала сомнения. Казалось важным, чтобы зритель мог видеть эмоцию живого человека, очутившегося в странной, но не такой уж непредставимой ситуации. А кукла располагает лишь скованной пластикой да голосом артиста. К тому же где-то с середины даниловской пьесы на первый план выходит еще одна важная тема, ведь заглавный герой пребывает в апатии и бесцельно проживает свою унылую жизнь, а полицейские пытаются его встряхнуть – как умеют. Но, похоже, режиссера и художника сам по себе этот персонаж, пребывающий в жизненном тупике, интересовал не так уж сильно. Куда соблазнительнее для них было заглянуть в бездны абсурда.
в лаковом комбинезоне. И если в пьесе ее задачей было открыть главному герою глаза на красоту окружающей реальности, которой он никогда не замечал, то в спектакле эта самая реальность окончательно пропадает за вереницей масок. А катарсис, несмотря на жизнеутверждающий финальный танец под рэп-композицию, оказывается решительно невозможен.
«Ничего не стоит сломать человека, только у вас это – весело, – с сожалением сказала после спектакля театральный критик Елена Кожевникова. – Мне бы хотелось найти какой-то выход из этой ситуации». Никакой очевидный выход в режиссерском решении и правда не просматривается. Значит, придется вынести со спектакля кучу вопросов к жизни и себе – или, как вариант, полюбить абсурд.