Учитель истории Сергей Исупов рассказал о «настоящем» счастье первооткрывателя

17:00, 06 октября 2016г, Общество 6296


1
1

В Институте археологии и этнографии СО РАН, в Алтайском государственном университете, в археологической экспедиции в Денисову пещеру его зовут просто Юрич. Для учащихся Бийского лицея-интерната он – учитель истории Сергей Юрьевич Исупов. В преддверии Дня учителя мы пообщались с этим известным краеведом и педагогом.

– Сергей Юрьевич, знаю, что вы из учительской семьи. Мой отец с теплом вспоминал бийскую вечернюю школу, где работала твоя мама Людмила Ивановна. С нее всё и началось?

– Мама всю жизнь проработала учителем русского языка и литературы, заслуженный учитель Российской Федерации. Я сам учился у нее в школе № 18. Много читал, причём не особо следуя её рекомендациям. Кто-то из великих сказал: «Мне в жизни повезло дважды: у меня были замечательные учителя и талантливые ученики». Мне тоже в этом смысле повезло. Среди учителей первой была, конечно, мама. Считаю себя учеником Бориса Хатмиевича Кадикова, с которым связывают тесная 35-летняя дружба и совместная работа. Многому научился у наших выдающихся историков Алексея Павловича Уманского и Юрия Сергеевича Булыгина. Университетская наука связана в первую очередь с Александром Владимировичем Старцевым, с которым мы работали над созданием школьного учебника по истории Бийска. Кстати, это учебное пособие было удостоено золотой медали на Международной образовательной выставке «Учсиб-2010». Во многом идеалом для меня всегда был историк Натан Яковлевич Эйдельман.

– В начале девяностых ты трудился в Бийском краеведческом музее, преподавал в высшей школе. Почему все-таки ушел в школу?

– Все началось много раньше. В 1984 году мама попросила меня на один год заменить учительницу истории в школе № 18. Та уходила в декрет, была вакансия на параллелях 8 и 9 классов. Это был первый школьный опыт. Год работы дал понимание, что есть много интересных ребят, с которыми можно создать историко-краеведческий клуб. Идею поддержали два молодых учителя – Галина и Евгений Новиковы, во многом противостоящие советской образовательной уравниловке. Костяк из 25 неравнодушных школьников позволил осуществлять самостоятельные краеведческие поиски и полевые исследования в пригородах Бийска.

– «Эврика» – большая веха в жизни Бийска. Из нее вышло 8 кандидатов исторических наук, на подходе три доктора. Многих клуб научил думать и любить малую родину. Как удалось уйти от формата и скуки?

– На первом этапе мы стремились объять необъятное: ставить спектакли на исторические темы, организовывать дискуссионные вечера по злободневным историческим проблемам. Появилась первая общая задача – экспедиция. Вся зима ушла на ее подготовку. В краеведческом музее перелопатили всю доступную литературу, составили карту археологических памятников, нуждающихся в разведке и описании. Научную часть курировал Борис Хатмиевич Кадиков. Благодаря этому подвижнику большая часть заседаний клуба проходила в музее. Было полное погружение в историю региона. Археологические запасники, экспозиция, фонды – на все это можно было не только смотреть, но и изучать, брать в руки. Начали с небольших выездов. Потом объездили весь предгорный и горный Алтай.

– Серьезная наука имела место быть или все-таки реализация педагогических опытов?

– Первым настоящим научным событием было обнаружение места Бикатунской крепости на берегу Иконниковской протоки. Здесь начался Бийск. Не только школьники, но и я почувствовал настоящее счастье первооткрывателя. Нашли острожные гвозди, чугунное ядро, ружейные пули и многое другое, потом переданное в Бийский краеведческий музей. Все это убедительно доказывало, что острог находился именно в этом месте. И все это сделали подростки! Бийский краеведческий музей выдавал нам документ, разрешающий сбор подъемного материала. А уже за нами по проторенным тропам шли профессиональные археологи. За пять лет было организовано 12 экспедиций, последняя из которых открыла новую веху, именуемую Денисовой пещерой.

– Какие личные качества учителя помогли создать такое удивительное школьное сообщество неравнодушных людей?

– Себя хвалить смешно и неловко. Процитирую близко к тексту любимых братьев Стругацких: воспитанием молодежи должны заниматься состоявшиеся профессионалы, глубоко порядочные, увлеченные, не потерявшие непосредственности, юношеского задора и открытости. Сейчас говорят о теории малых групп, когда профессионал не воспитывает, а общается и делится. Образование необходимо, но в первую очередь дети должны тебе поверить.

Не будет авторитета учителя и веры в него ученика – не будет и образования как такового. В этом плане я не приверженец современных педагогических постулатов. Для меня всегда основными качествами учителя были, есть и будут профессионализм, патриотизм, порядочность.

– Сегодняшнее состояние средней школы не вселяет опасений?

– Так получилось, что на одном из Всероссийских учительских форумов нам с коллегами удалось побеседовать с Ольгой Юрьевной Васильевой. Совсем недавно она стала министром образования и науки РФ. Очень импонирует ее новый вектор – учительство не образовательная услуга, а служение и призвание. Она, кстати, в министерстве запретила употреблять словосочетание «образовательная услуга». И еще один тезис нового министра мне очень близок. Как русский человек и профессиональный историк я понимаю, что патриотизм и православие – явления одного смыслового поля.

– Сергей Юрьевич, традиционный вопрос о сегодняшнем состоянии детских умов. Они лучше нас?

– Здесь я не могу быть объективным. Лучше об этом спросить учителя из какой-нибудь очень средней муниципальной школы. В 1993 году приятель Андрей Пинтилей привел меня в Бийский лицей-интернат Алтайского края. С тех пор я работаю в учебном заведении, которое входит в топ лучших школ России. На первый курс лицейского звена (8-11 классы) мы набираем лучших не только в городе, но и в районе Бийской образовательной агломерации. Могу определенно сказать, что новички-восьмиклассники из Солонешенского, Красногорского, Алтайского районов часто менее информированы, чем городские дети, но их мотивация позволяет очень быстро закрыть некоторые образовательные лакуны и стать научными лидерами класса. Дети предгорий особенные.

– Сам однажды наблюдал, как ты привез делегацию Бийского лицея по направлению «История, краеведение, археология» в Московский университет в рамках программы «Шаг в будущее» и другие регионы сразу поняли, что шансов на победу нет.

– Дело в том, что благодаря Владимиру Стригину, тогда лицейскому учителю информатики, мы участвуем в исследовательских программах с 1996 года. Он находил информацию в еще тогда экзотичном для массового пользователя Интернете, и мы пробовали. Помню первую победу Яны Хван в заочном Всероссийском конкурсе «История Руси», которая, по мнению экспертного совета конкурса, была на голову выше всех участников. После окончания с красным дипломом МГИМО она работала в российских посольствах в Грузии, Индонезии. Могу просто привести сухие данные статистики. За двадцать четыре года работы в лицее у нас с ребятами в активе 18 победителей, 32 призёра и лауреата Всероссийских научно-социальных, исследовательских программ, конференций и конкурсов учащихся «Шаг в будущее», «Юность. Наука. Культура», «Национальное достояние России», «Интеллектуальное возрождение» и др.

Статьи Саши Головача о судьбе японских военнопленных, работавших в Бийске в 1945-1946 гг., серия публикаций Ксении Стрелец и Валерии Бурнашёвой о деятельности коменданта Бийской крепости полковника Петра Четова и поисках его захоронения, исследования Татьяны Андреевой и Татьяны Лариной о бийских гимназистках начала XX века стали частью истории и краеведческими открытиями.

Беседовал Сергей МАНСКОВ

Справка
Исупов Сергей Юрьевич – учитель истории Бийского лицея, член Всероссийской ассоциации учителей истории и обществознания,  Губернаторского клуба учителей-новаторов Алтайского края, Алтайского отделения Российского исторического общества.
Автор книг: «Бийск: острог, крепость, город», «Бийская крепость есть главная… Историко-документальные очерки», «1812 год. Двухсотлетию посвящается» (в соавторстве с Д. Ростовым и Ю. Цапко), учебного пособия «Бийсковедение. История Бийска». Автор более 60 статей, публикаций по истории Алтая, проблемам преподавания исторического краеведения Алтая, истории города Бийска, организации исследовательской работы обучающихся.
Награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

 
Фоторепортаж