На месяц раньше срока возвели в Алтайском крае мост через Касмалу

15:00, 18 ноября 2015г, Общество 2045


1
1

В Мамонтовском районе строители по заданию МЧС на месяц раньше срока возвели мост через Касмалу.

С 8 июня идет сооружение нового Шаравинского моста через Касмалу. Строительством занимается бригада компании БЭСР («Барнаулэнергоспецремонт»). К ним на завершающей стадии прибыли бригады из Родино и райцентра.

«По нормативам такой мост возводится за 180 дней, мы работали без выходных и праздников, поэтому уложились в 150», – рассказывает директор подрядной организации Антон Лисин.

В апреле после таяния снегов на полях и обильных осадков озеро Большое Островное – 20 км в длину! – решило исчезнуть с карты Мамонтовского района. Железобетонный мост с водосливом в теле дамбы не выдержал напора природы – его просто унесло вместе с карасями. В момент ЧП разница между уровнями воды до и после плотины составляла более метра.

Несколько сел – Островное, Травное, Суслово, Крестьянка и Черная Курья – оказались без транспортной связи с райцентром. Для одних объезд «по полям» в 65 км, для других – все 100. Через считаные часы к месту аварии отправились бийские понтонеры.

Все работы велись по заданию и в координации с МЧС. Эта служба, например, сразу же организовала лодочные переправы.

– С 6 до 8 утра у нас час пик, ведь половина жителей Островного работает в Мамонтово, – рассказывал тогда корреспонденту «Алтайской правды» начальник добровольной народной дружины, ставший лодочником, Сергей Макаров. – Больше ста рейсов сделали с Максимом Ширкеевым.

Юрий Коленченко, водитель молоковоза, на правом берегу Касмалы принимал по трубе шесть с половиной тонн скоропортящегося продукта с левого берега. Его из Черной Курьи надо было доставить на молокозавод в райцентр. Со стороны это напоминало дозаправку в воздухе военных самолетов. Но делали это сообразительные крестьянские парни.

Сейчас не менее заинтересованные строители Шаравинского моста покрывают тело плотины бутовым камнем, закрывают его прочной стальной сеткой, засыпают все это грунтом. На асфальтовое полотно наносится дорожная разметка, устанавливаются дорожные знаки.

– Ну и кто быстрее работает – местные или вы? – спрашиваю у Дмитрия и Михаила Заика. Улыбаются: – Конечно, мы! Местных иногда отвлекают проезжающие знакомые.

Вообще однофамильцев здесь из Родино четверо – дядья и их племянники. Универсалы. Работали по всему краю, теперь по программе, между прочим, МЧС в Мамонтовском районе.

Вот длинный гудок строителям выдал проезжающий по временной переправе молоковоз – это Сергей Майер из Островного так поприветствовал земляков Сергея Катышева и Евгения Фазаилова. Мол, давайте без перекуров, ждем мост.

Школьный автобус Чайки тоже чуть притормозил, чтобы детишки полюбовались долгожданной новинкой.

– Красивый получился! – соглашается бригадир Анатолий Кузнецов из Мамонтово. – Хотя молодожены свои замочки на перила не смогут повесить, слишком широкие.

Из официального: в основании будущего моста забито 20 свай на глубину четырехэтажного дома; его ширина – 8, а длина – 20 метров; с учетом подходов – 500 метров.

Наш микроавтобус к месту строительства и в обратку проезжал по плотине через еще одну Касмалу, но в Павловском районе. Интересные напрашивались параллели. Плотину Павловского сереброплавильного завода возвели примерно на два с половиной века раньше горные инженеры, включая изобретателя универсальной паровой машины Ивана Ползунова. Те, как писали в тогдашних отчетах, «дали розмысл». Гидротехнический комплекс завода был представлен прудом с плотиной, в теле которой размещались два прореза – большой, имеющий семь ставней, через которые осуществлялась подача воды из пруда в завод, и малый – резервный с тремя ставнями.

Через тридцать лет, в мае 1793 г., во время большого наводнения на Алтае, в числе пострадавших оказался и Павловский сереброплавильный завод. В результате наводнения был поврежден сливной мост на большом прорезе и смыт на малом. После восстановительных работ плотина прослужила до капитального ремонта в 1970 году. И выполняет свое предназначение до сих пор.

…Гарантийный срок эксплуатации нового моста на плотине Большого Островного озера, по информации заместителя начальника отдела мостов управления «Алтайавтодор» Антона Костюрина, восемь лет. Через несколько дней там торжественно разрежут красные ленточки.

Фоторепортаж