Уроженка Барнаула Ульяна Меньшикова собрала в Москве «Победный хор»

08:25, 17 мая 2016г, Общество 4300


1
1

Настоящую народную акцию в День Победы провела наша землячка Ульяна Меньшикова. Сейчас регент хора Храма Иверской Иконы Божией Матери, профессиональный музыкант живет в Москве.

Ее объявление появилось в соцсетях накануне праздника: «Кто 9 мая будет в Москве и у кого есть желание спеть на улице со мной и моими студентами военные песни? Сводным, так сказать, хором? С нас фонограмма и тексты. Умение петь не обязательно». Отклики и результат ошеломили и организатора, и участников.

Память дедова

- Ульяна, как вообще возникла идея собрать Победный хор? Давно планировали?

- Хотела сделать что-то в память о дедушке, Иване Нестеровиче Соловиченко, и его героической судьбе. До этого года из-за служб в храме я не могла попасть на «Бессмертный полк». Оказалась свободной на 9 мая впервые. И подумала: а почему бы нет?

В 1968 году в «Алтайской правде» была напечатана заметка о том, как украинский хлопец искал русского лейтенанта Ивана, чтобы просто сказать ему спасибо. Николай Степанович Индутный из Макеевки работал после войны во Львове и решил разыскать моего деда. Ивана с Алтая, как его называли в концлагере, где им довелось встретиться и где дед подарил другу на прощание свою фотографию. Это была история дружбы фронтовиков. «Такое не забывается. Я хочу, чтобы на Алтае узнали о лейтенанте по имени Иван, который очень многим помог в то тяжёлое время».

Дед возглавлял подполье в лагере. Спас много людей. Был отчаянным весельчаком: сам очень поющий, писал стихи и песни, которые распевали все заключенные. Таким и запомнился. У друга, Николая, осталась только фотокарточка: ни фамилии, ни отчества...

Он написал в газету, и на редакцию обрушился шквал звонков. Деда-то знали на родине очень многие, а о его истории военных лет – нет. Дед уже умер к тому времени: сгорел за несколько дней в 42 года от крупозного воспаления легких, не смогли спасти. Он был тогда ровесником мне нынешней, но я его никогда не видела. Только вместе с бабушкой ухаживала за могилой и слышала рассказы о нем.

Дядя, алтайский журналист Василий Соловиченко, много лет выпускал газету в Камне-на-Оби. И собственно, память дедова, память о войне и вообще пиетет к этому празднику, к тому, как все должно происходить в этот день, его заслуга.

Он меня с рождения знает, мы с ним очень похожи: он тоже человек, который ничего не боится. В моем воспитании он сыграл колоссальную роль.

- В хоре собрались профессионалы или любители?

- И те, и другие. И все пришли сознательно. Идея написать объявление и позвать всех-всех возникла у меня поздним вечером. Предполагала, что резонанс будет. Но такой? Люди начали стихийно самоорганизовываться. Это ведь еще совпало с пасхальными празднованиями. Для певчих время тяжелое в плане работы. Совершенно изнуряющая Страстная Седьмица. Потом Светлая: на эти дни приходится два престольных праздника, второе обретение Иверской иконы Божией Матери и память великомученика Георгия Победоносца. Мощнейшая музыкальная и психологическая нагрузка!

Мне помогли не сойти с дистанции люди, которым эта идея показалась хорошей, стоящей, которые решили ее осуществить, во что бы то ни стало. Благодаря этому, я познакомилась с потрясающими музыкантами, которые сами вызвались участвовать. Елена Захарова из Новой оперы. Хормейстер из Театра оперетты Татьяна Громова, которая работает со студенческим хором в академии имени Сеченова.

«Шли ледоколом – натура такая»

- Вы музыкант. У вас свой голос богатый. Но петь и руководить хором – разные вещи. Как вам удалось спеть самой и дать спеть другим?

- Помните фразу Алентовой в фильме «Москва слезам не верит»? Когда ты научился управлять тремя, дальше неважно, сколько их – сто, двести или три тысячи. Я регентую. Для того, чтобы быть руководителем именно музыкального коллектива, маленького или большого, ты должен быть лидером. И это качество должно быть врожденным. Я этому не училась. Папе с мамой спасибо. И вообще генетической памяти: вся моя родня что-то вечно преодолевала, шла ледоколом, натура такая. Помогли хорошие педагоги.

И еще есть у меня особенность – не знаю, как правильно это качество назвать: я в работе не боюсь вообще ничего. Абсолютно. Если нужно перекрывать крышу – пожалуйста! Залезу, посмотрю, как это делается. И перекрою. Если нужно переложить печь – а такой факт в моей биографии тоже был – возьмусь и сделаю. Бабушка в Новичихе всегда меня учила: Уля, не бойся ничего! Бери и делай. Всю жизнь, в общем-то, так и живу. И с Победным хором так получилось.

«Как??? У Большого театра? На что вы замахнулись?» – говорили мне некоторые. А вот так. Для людей. Тем более в такой день, когда стихийно будут возникать многие вещи, решила я, мы спокойно будет там стоять и петь. Если сядешь и начнешь раздумывать: вот как, если так, да если вот эдак... на меня посмотрят или что-то скажут... И посмотрят, и скажут. Это никакого значения не имеет.

- Вы обсуждали идею с певчими в своем храме или со студентами в хоре Российского государственного университета правопорядка, которым руководите?

- Нет. Я же деспот во всем, что касается работы. Говорю: «Надо быть» – и все будут.

- Значит, такой у вас авторитет.

- С творческими людьми по-другому нельзя. Ничего не получится. Но они идут и потому, что у нас человеческие отношения, а не только рабочие. И уж в этом деле отказать мне никто не мог: День Победы свят для всех. Вообще, люди соскучились по пению хором хороших песен. Не знаю, как вы, а я росла в условиях, когда наша семья часто собиралась за столом. И у нас не так много пили, как сейчас, а очень много пели.

- Раньше так было принято, правда.

- И танцевали! И все эти застолья родных взрослых людей я с детства помню по песням и по танцам. А сейчас? Пришла я к студентам возраста от 16 до 23 лет. Спрашиваю: ваши родители поют застольные? «Нет». Услышав слово «романс», они мне задали вопрос: что это такое? Стояла перед ними, и у меня сознание рушилось. Теперь я хочу, как и многие участники нашего почти спонтанного выступления, сформировать костяк любительского хора. Продолжить затею. Устраивать соместные посиделки. И имено с детьми, чтобы те видели эту культуру. Чтобы слышали эти наши замечательные песни: русские, советские. Это же шедевры. И надо, чтобы дети в этом пространстве росли, они будут умнее и добрее.

- За это вам еще раз поклон, потому что детей было довольно много.

- ...Вот я не против англоязычной музыки и песен. Но там просто идут за мелодией. А все наши лучшие песни – это прежде всего сюжет. История, которую можно рассказать, прочувствовать от начала и до конца. И ты понимаешь и принимаешь этот рассказ. В них не только гармония: помимо музыки, человек в истории участвует. Была у нас пара репетиций для тех, кто смог собраться заранее. И на вторую спевку с одной из школьниц пришла подружка. Просто постоять рядом, дальше им надо было вместе куда-то ехать. Девчонка такая разбитная, современная. Хорошая. Как водится, не без налета юношеского: да ну, ерундой какой-то здесь занимаетесь... И когда мы запели «Журавлей», стою и смотрю: а девочка-то плачет. Петь не может. Значит, и правда у этих пеcен какие-то генетические коды. Они порталы душевные открывают даже у людей, которые раньше об этом вообще не думали. А они ведь потомки воевавших. Песня – удивительное дело.

Нет ничего невозможного

- Есть ли такие песни из этого наследия, которые хором спеть нельзя?

- Хором вообще можно почти все. Если сильно захотеть. Наверное, кроме песен-монологов. Мне предлагали «Алексей, Алешенька. Сынок», монолог матери. Ее сложнее исполнить хором, но если постараться – нет ничего невозможного.

- Продолжение будет?

- Обязательно. Следующий сбор 1 июня.

- Где?

Поскольку это Международный детский день, подумала я, может, попробуем в «Детском мире»? Они любят проводить акции.

- Придется согласовывать...

- Ничего страшного! Пообщаемся. Там же тоже люди. И все будет хорошо.

- Когда хор выстраивался на ступенях – как по мерке, к вам подходили люди и представлялись земляками. Вы поддерживаете связь с Барнаулом, с Алтаем?

- Есть друзья, мои одноклассники, соседи по дому, с которыми я дружу тридцать лет, они все там. В Москве я с земляками до недавнего времени не сталкивалась. Одна из участниц хора была первой. Потом благодаря переписке в сети у меня появились друзья, которые живут в Москве, но родом оттуда.

- На вашей страничке можно найти «Заметки регента». Одна из историй – про пасхальную службу в Новичихе.

- Давно это было: «В том приснопамятном 1998 году, впервые за всю историю Новичихи, зарегистрировали приход, отдали под храм (возьми, Боже, что нам негоже), старую косую избу из черных от времени бревен, прислали молодого священника  крутись, отец, как можешь) и благословили служить Светлое воскресение своими силами. Тут бабушкина сестра тетя Клава возьми и скажи: «Ульку нам Господь и подсуропил». В пятницу у бабушки собралась делегация из старых читалок и на общем собрании, не беря во внимание мои отговорки, постановили:»Петь Паску будет Ульяна. Она храмотная, в семинарии училась. Молодая опять же. Мы своими старыми голосами Господу досаждать в праздник не будем. «Христос воскреся», так и быть, споем с тобой, и на крестном ходу «Воскресение Твое Христе Спасе», а все остальное – будь добра сама». И грянули мои бабули южным украинским трехголосием (а почти все они оттуда родом были), и пошли мы крестным ходом вокруг неказистой избенки, с маленькими самодельными хоругвиями, с артосами на рушниках и старинными иконами: еще теми, которые украшали фольгой и бумажными выцветшими цветами так, что не видно было ликов».

- Эта книга издавалась?

- Нигде это не выходило. Я всегда была в соцсетях немым читателем, но как-то зашла к одному автору (он, кстати, сейчас у меня в хоре поет), оставила комментарий. Потом мне посоветовали его вывесить отдельной записью. И завертелось. Людям интересно: смешно, необычно. Стали звать в друзья. Есть интересный человек, Валентина Исмагилова, из Петербурга. Она всех заставила меня читать, а мне долбила в личных сообщениях безостановочно: пиши! Спасибо ей и еще нескольким читателям. Например, Татьяне Никитичне Толстой, которая благосклонно относится к этим моим занятиям.

Теперь, бывает, поступают же предложения: печатайте! Нужна книга? Сделаем! Честно говоря, не считаю свое творчество чем-то изумительным, чтобы выложить его на бумагу. Если выдавать какой-то продукт, то либо он должен быть очень хорошим, либо этим не стоит заниматься. Литературного образования у меня нет, но читательский багаж изрядный. И я умею определять, какие вещи требуют тщательной доработки. Так что для издания книги, редактирования, нужен труд, и немалый. К сожалению, времени почти нет.

«Победный хор» приедет в Барнаул

- А история про многоголосие – бабушкины корни?

- Да. И вообще Новичиха, где мы с дядей Василием выросли, потрясающая культура. Украинцев очень много, но не только. Люди туда приезжали отовсюду. Вот представьте, одна улица: два дома, две семьи, которые говорят на мове, а напротив – поволжские немцы. Никогда не забуду их пение, бабушек наших. Так жалею, что в то время не было ни диктофонов, ни другой подручной техники для звукозаписи. Как звучали эти абсолютно не образованные в музыкальном плане женщины! У них у всех и образования, в общем, по четыре класса церковно-приходской школы: помню письма бабушки без единого знака препинания. Но когда они садились и запевали...

Я такого многоголосия, стройного, настоящего, со всякими подголосками, с ведением музыкальных линий, больше не слышала нигде. И такого качества голосов я тоже уже не встречаю. А я все-таки много с людьми поющими работаю. Не знаю, что это: природа? Или та традиция, в которой они росли? Ну, и, конечно, хорошее здоровье, потому что по-настоящему хорошо поют только здоровые физически и душевно люди. Я об этом тоже как-нибудь напишу, потому что эта традиция почти умерла. Их уже там никто не услышит. Мало кому интересно, разве только фольклористам. А можно еще что-нибудь раскопать.

Много лет я разыскивала одну песню: «Зозуля кувала». Народная украинская, совершенно душераздирающая вешь, смертельная просто. Одна бабулечка там осталась живая, и я ее запишу. Летом поеду. Хочу исполнить ее потом в этой певческой традиции. Не в нашей академической, хоровой, а именно в народной.

- Ульяна, что хотели бы передать землякам?

- Барнаул, я очень хочу, чтобы в родном городе состоялась акция Победного хора! Постараюсь, когда приеду, связаться с регентом Покровского собора, где я девочкой пела на клиросе. Вообще хочу, чтобы акция стала массовой, всенародной: Москва Москвой, а в провинции народ помягче как-то живет, и им пение не очень интересно. Давайте это все развивать. Жизнь наша – она быстро пройдет. Оглянувшись назад, надо что-то увидеть, помимо ипотеки, дачного участка и прочего, чем некоторые живут много лет.

Хотелось бы с родной стороной налаживать контакты: во-первых, творческие. Во-вторых, больше рассказывать и общаться. Мне интересно, я большой патриот своей Родины. Готова о ней писать, говорить, но в связке с людьми, которые чем-то увлечены.

Беседовала Ольга Данилова

Фото: Сергей Савченко

 
Фоторепортаж