В Алтайском крае намерены вернуться к программе господдержки общественного транспорта

12:50, 29 октября 2018г, Транспорт 1240


1
1

Фото Евгений НАЛИМОВ

По статистике, 60% всех перевезенных пассажиров страны приходится на автомобильный общественный транспорт, эта цифра актуальна и для Алтайского края. Одна из задач, которая сейчас стоит перед алтайскими пассажироперевозчиками, – сохранение внутрирайонных автобусных маршрутов. 12 предприятий из 69 занимаются внутрирайонными перевозками, обслуживая 34 маршрута. В основном они достаются муниципальным предприятиям. На сегодня из оставшихся шести три (Чарышское, Михайловское, Ребрихинское) находятся на грани закрытия, а Троицкое АТП уже закрылось. Причина – убыточность пассажирского транспорта в сельской местности.

– На недавнем правлении Ассоциации «Совет муниципальных образований Алтайского края» при участии Минстройтранса Алтайского края и НП пришли к единому мнению вернуться к краевой программе господдержки общественного транспорта для населения края, – рассказал президент некоммерческого партнерства «Автомобильные перевозчики Алтая» Николай Орлов. – Разработанная в 2012 году, но нереализованная, предположительно она будет рассчитана на 5 лет начиная с 2020-го.

Напомним, что междугородние перевозки в крае осуществляются по нерегулируемым тарифам. Это гибкая система, позволяющая перевозчикам своевременно реагировать на возрастающие цены на запчасти и ГСМ.

Регулируемые тарифы – у перевозчиков, которые работают с льготными категориями граждан по единым социальным проездным билетам, средства на них выделяет бюджет.

– В Барнауле регулирует тариф администрация города раз в год. В результате перевозчики несут убытки. Если бы тариф поднимался постепенно, а не раз в год, это было бы комфортно для всех сторон, – считает Николай Орлов.

Одна из больных тем – износ подвижного состава. На внутрирайонных маршрутах он достигает 90 процентов. Автобусы не обновлялись с 2010 года, как только завершилась федеральная программа поддержки муниципалитетов пассажирским транспортом.

– В то время я был директором Тальменского АТП, мы получили 5 автобусов по программе. Это было серьезное подспорье для перевозчиков. Сейчас позволить себе купить новые автобусы могут только самые успешные предприятия, работающие на более выгодных маршрутах. Например, в 2018-м белокурихинское предприятие ООО «Дебют» обновило парк техники по программе льготного кредитования – под 6,5 процента. Оно соответствует жестким критериям программы (отсутствие долгов по налогам, определенный уровень зарплаты и так далее). Остальные приобретают бэушную технику, которая успела поработать в европейской части России, где регионы побогаче.

Что касается междугородних и городских перевозчиков, износ подвижного состава составляет 70 процентов. По мнению Николая Орлова, без привлечения бюджетных средств проблему не решить.

Несмотря на текущие неурядицы, отрасль развивается, своевременно реагируя на изменения в законодательном поле.

Постановление Правительства РФ № 153, вышедшее в 2018 году, предписывало в течение двух месяцев установить на каждый автобус новую аппаратуру спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS взамен существующей.

– Требовалось установить новые приборы с мультипрофильной сим-картой, дающей возможность перехода на ту сотовую связь, которая присутствует на том или ином участке дороги. Покупка одного прибора обойдется в 30 тысяч рублей. Сигнал от прибора должен передаваться напрямую в Межрегиональное управление государственного автодорожного надзора. На момент реализации постановления в данном ведомстве не было оборудования, которое бы могло принять эти сигналы. Мы отправили письмо председателю Правительства РФ Дмитрию Анатольевичу Медведеву, в Госдуму, Минтранс РФ с просьбой отсрочить постановление. В результате реализацию постановления отложили до 1 июля 2019 года, – поясняет президент НП «Автомобильные перевозчики Алтая».

Таким же образом было перенесено на более поздний срок исполнение приказа Министерства транспорта РФ, который предписывает установку тахографов, фиксирующих режим труда и отдыха водителей.

– Каждый прибор обойдется в 50 тысяч рублей, к нему нужно оформить карточку предприятия, водителя, что тоже стоит денег. Нас услышали, дали отсрочку по пригородным маршрутам до 21 декабря 2018 года, по городским – до 1 января 2020 года. Это радует, а там, глядишь, еще какие-то законодательные окна появятся, – надеется Николай Орлов.

Есть плюсы для перевозчиков, связанные с изменениями в законе 16-ФЗ о транспортной безопасности. Для категорирования транспортных средств не нужно будет привлекать сторонние организации. Предприятие вправе самостоятельно проводить эту работу, что позволит сэкономить немало средств.

Наметились подвижки и в борьбе с нелегалами. Сейчас Госдума приняла законопроект о лицензировании, под которое попадает весь пассажирский транспорт, включая служебный и заказной. Когда нелегалы начнут нести административную ответственность, они уже не смогут так свободно чувствовать себя на рынке.

Справка

В НП «Автомобильные перевозчики Алтая» входит 69 компаний, в которых трудится около 2 тысяч человек. Пассажироперевозки охватывают 1253 малых населенных пункта Алтайского края. На  482 внутрирайонных и межмуниципальных маршрутах региона задействованы 1479 автобусов.

Фоторепортаж