В Барнауле открылась выставка художника театра кукол "Сказка"

07:13, 17 ноября 2023г, Культура 1013


В Барнауле открылась выставка художника театра кукол "Сказка" Фото №1

В Музее истории литературы, искусства и культуры Алтая открылась выставка «Александр Толмачёв. Художник театра кукол».

Она посвящена 75-летию со дня рождения человека необычной судьбы и уникального дарования и совпала с 60-летием барнаульского театра кукол «Сказка», в котором Толмачёв проработал 13 лет. Экспозиция представляет порядка полусотни предметов – в основном, фотографии, афиши и эскизы к постановкам. И, по словам самих музейщиков, стала едва ли не самой необычной в истории ГМИЛИКА. Например, ее важная часть – программки к спектаклям Толмачёва – свисают на веревочках с прялочного колеса, расположенного под потолком в центре зала, чтобы зрители могли рассматривать их со всех сторон.

Кукла как знак

– О, я играл в этом спектакле главную роль снеговичка-мальчика, – говорит актер и режиссер Евгений Кукушкин, поворачивая программку к «Солнышку и снежным человечкам». – Его восстановили в начале 2000-х годов. Там были оригинальные декорации Толмачёва, отреставрированные куклы.

– Что для актера театра кукол значит художественное оформление спектакля? – спрашиваем Евгения.

– Нужно понимать специфику нашего искусства: кукла в нем главная. Это она играет в спектакле, и важно, как именно ее сделает художник. Кукла – это знак чего-то, так что многое зависит от того, какой знак он нарисует. Как режиссер я сам считаю, что главный в театре кукол – все-таки художник, и это общепринятое мнение.

Вообще-то бывший музыкант-самоучка, талантливый ударник Александр Толмачёв пришел в театр «Сказка» в 1979 году как бутафор-декоратор, чем немало удивил своих друзей. Но вскоре заскучал на этой работе и захотел чего-то большего. К счастью для него именно в те годы в «Сказке» главным режиссером был легендарный Евгений Гимельфарб, с чьим именем в том числе связана настоящая революция в советском театре кукол, начавшаяся в Сибири и на Урале. В то время взрослые кукольные спектакли ошеломили барнаульцев, готовых стоять за билетами в очередях, буквально заканчивающихся на улице. Гимельфарб и предложил Толмачёву попробовать себя в качестве художника-постановщика, их первой совместной работой стал спектакль «Волк на дереве». За первые два сезона в новой должности Александр Леонидович оформил шесть постановок. Художник и главный режиссер оказались настоящими творческими единомышленниками.

Слишком новаторские

Первой знаковой совместной работой Евгения Гимельфарба и Александра Толмачёва стал спектакль «Двенадцать» по поэме Блока. Художник не только нарисовал эскизы, но и собственноручно выполнил все декорации и кукол. Спектакль получился настолько новаторским, что его так и не решились показать на гастролях в Москве. Зато еще одну постановку 1980 года –  «Двенадцать месяцев» по Маршаку – возили на международный фестиваль в Польшу, где он произвел фурор среди 27 театральных трупп из Европы, Азии и Южной Америки.

– В те годы актер и кукла на сцене стали существовать как бы на равных, – объясняет старший научный сотрудник ГМИЛИКА Зоя Писаревская. – Менялся и репертуар театра кукол: ставились серьезная драматургия, классики литературы и современные писатели.

О невиданном ажиотаже вокруг «Сказки» вспоминает искусствовед Любовь Норгелене: «Я тогда работала на телестудии, и все по блату доставали билеты в кукольный театр! У нас было много передач с этими куклами, и я была поражена ими».

После отъезда Гимельфарба в 1987-м Толмачёв оформил еще ряд спектаклей, даже попробовав себя в режиссуре. Но творческой реализации больше не ощущал и принял предложение от Белгородского театра кукол, до которого не доехал. Художника не стало в 43 года.

В ГМИЛИКА говорят, что выставка была бы невозможна, если бы не близкий друг Толмачёва – фотохудожник, а тогда – актер и заведующий постановочной частью «Сказки» Игорь Хайтман. Он передал в музей единственный сохранившийся фрагмент куклы Толмачёва – голову Акакия Акакиевича из «Шинели» 1985 года, а еще множество документальных и графических материалов. «После смерти Александра, а потом и его жены Риммы архивы хранились у его приемной дочери Полинки. Много лет спустя она написала мне, что нашла огромное количество его эскизов. В общем, она выслала мне несколько посылок, и многое из них вы видите здесь», – рассказал нам Хайтман.

– Музей любит все документировать, а театры… очень часто не хранят свою историю, – аккуратно заметил заведующий экспозиционно-выставочным отделом ГМИЛИКА Алексей Онофрейчук, сожалея, что большая часть творческого наследия Толмачёва была утрачена. Впрочем, персонал нынешней «Сказки», кажется, настроен на сотрудничество с музеем. Своей 60-летней истории они недавно посвятили собственную выставку в фойе театра, на которой работы Толмачёва занимают центральное место.

Фоторепортаж